Собственно, термин «профилактика» до поры до времени использовался в медицине, эпидемиологии и техническом обслуживании. Юристы в ту пору предпочитали пользоваться термином «предупреждение преступности».
Правоохранительная профилактика сегодня — это «меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, для того чтобы осуществить направленное предупредительное воздействие». Это своего рода восстановление системы профилактики, существовавшей во времена позднего СССР. Вот об этом новый закон.
В чем суть изменений? Во-первых, документ этот долгожданный и единый для всех.
До сих пор в России действовала разрозненная профилактическая система, все специалисты были заняты каждый на своих местах. В отдельных регионах страны насчитывается до 130 (!) законов, предусматривающих различные виды профилактики, а в некоторых субъектах РФ они не приняты вовсе. Новый же закон создаст единую систему, где наряду с правоохранительными органами будут задействованы и региональные, и муниципальные власти.
Впрочем, работать станут не только с лицами, склонными к совершению правонарушений. Посильную помощь окажут наркоманам и алкоголикам, а также тем, кто пострадал от нарушителей. Для них будут предусмотрены меры правовой, социальной, психологической, медицинской и иной поддержки.
Подробнее — в интервью с начальником отдела по правонарушениям и связям с правоохранительными органами администрации Нефтеюганска Евгением Кузнецовым.
— Евгений Владимирович, в чем суть основных изменений?
— Закон, в сущности, стал действительно единой системой для работы правоохранителей и муниципальной власти. Несмотря на то что профилактическая работа осуществлялась всегда, с введением в действие ФЗ-182 вся профилактическая деятельность будет урегулирована на федеральном уровне.
Настоящий федеральный закон устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, базовые принципы, направления. Кроме того, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.
В законе объединены и приоритетные направления профилактики:
— противодействие незаконной миграции;
— противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
— обеспечение экономической безопасности;
— противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;
— обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
— обеспечение пожарной безопасности.
— Кто может поставить на учет?
— По-прежнему полномочиями постановки на учет лиц, совершивших противоправные деяния, и проведения в отношении них профилактической работы наделены сотрудники органов МВД России и специалисты комиссий по делам несовершеннолетних муниципальных образований. Профилактический учет предназначен для информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений. Ведение профилактического учета — это сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем. При ведении профилактического учета субъекты профилактики правонарушений осуществляют обмен информацией.
— Евгений Владимирович, как теперь будет вестись профилактика?
— Настоящим законом определены и полномочия субъектов профилактики. Основные направления таковы:
— защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
— предупреждение правонарушений;
— развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;
— охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
— обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;
— противодействие незаконной миграции;
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
— противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
— противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
— обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— обеспечение экономической безопасности;
— противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;
— обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;
— обеспечение пожарной безопасности;
— предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Профилактика правонарушений по основным направлениям реализуется сотрудниками отдела МВД России по Нефтеюганску посредством выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера.
Правовое регулирование вопросов профилактики правонарушений осуществляется органами местного самоуправления в пределах установленной компетенции.
Муниципальное образование принимает участие в разработке государственных программ, создает и выполняет муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. Так, в нашем городе реализуется муниципальная программа «Профилактика правонарушений в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, пропаганда здорового образа жизни (профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма) в городе Нефтеюганске» на 2014-2020 годы.
Совершенствование механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, осуществляется в рамках деятельности городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, утвержденной постановлением администрации Нефтеюганска.
Кого поставят на учет?
— С нарушителями представители власти будут вести профилактические беседы.
— Нарушителей будут ставить на административный учет, вести за ними надзор.
— Планируется помогать в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест заключения.
— На профилактический учет будут ставить нарушителей общественного порядка, бездомных, алкоголиков и наркоманов, а также ряд других категорий граждан.
— О каждом из них станут собирать сведения (конфиденциальность планируется обеспечить).
— Во время нахождения на учете, помимо проведения бесед, нарушителям спокойствия будут оказывать социальную, психолого-педагогическую, медицинскую или консультативно-правовую помощь.
— В случае исправления нарушителя снимут с учета, о чем гражданина уведомят в письменной форме.
Как будут вести профилактику?
— Профилактическая беседа будет заключаться в разъяснении нарушителю «его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством».
— Планируется разъяснять также социальные и правовые последствия продолжения антиобщественного поведения.
— Такие беседы будут проводить как в служебных помещениях, так и по месту жительства, обучения или работы, а кроме того, непосредственно на месте выявления факта антиобщественного поведения.
— Профилактический учет и надзор будут вести правоохранительные органы. На них возложено наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, и соблюдением ими ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.
— Органы прокуратуры, СК, МВД, ФСБ, ФСИН также могут объявить гражданину (при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности) предостережение о недопустимости правонарушений либо антиобщественного поведения.
Кому и как станут оказывать помощь?
— Система предусматривает и социальную реабилитацию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе употребляющих наркотики.
— Им будут разъяснять порядок оказания социальной, профессиональной и правовой помощи, оказывать психологическую поддержку, содействовать в восстановлении утраченных документов и «социально полезных связей».
— Этим станут заниматься организации социального обслуживания в порядке, который определят региональные власти.
— Закон устанавливает также помощь людям, пострадавшим от правонарушений. Для них будут предусмотрены меры правовой, социальной, психологической, медицинской и иной поддержки. В этой части предполагается активное участие региональных и местных властей.
Юлия Чашникова