«Я тогда накрывала на стол, — рассказывает потерпевшая, — и мне, конечно, пришлось оставить подготовку к празднику. Начала активно звонить на горячую линию банка, чтобы прояснить ситуацию. В течение телефонного разговора меня переключали с одного оператора на другого, я услышала много дежурных фраз, но никто не мог объяснить, где мои деньги. К слову, сегодня уже 28 января, а ответа нет до сих пор. Банк уверяет, что ведет разбирательство. Однако я уже не надеюсь на благоприятный исход дела и, если честно, рада, что карту тогда не опустошили полностью».
Да, Карине, пожалуй, еще повезло. Комментируя тему мошенничества с банковскими картами, пресс-секретарь ОМВД России по Нефтеюганску Юлия Огрызкова называет баснословные суммы: «В прошлом году жительница нашего города, совершая покупку «чудо-пластырей», лишилась двух миллионов рублей. В текущем году полтора миллиона перечислила мошенникам еще одна нефтеюганка».
Сотрудники полиции говорят: несмотря на многочисленные предупреждения граждан и огромное количество публикаций в СМИ, люди вновь и вновь становятся жертвами мошенников. Некоторые не по разу. Отчасти потому, что преступники не стоят на месте и постоянно разрабатывают новые схемы мошенничества. Расскажем о самых популярных.
Кража банковской карты. Это уже устаревший вид мошенничества, тем не менее пока актуальный. Злоумышленники подсматривают PIN-код карточки, затем крадут ее и снимают деньги.
Еще одна распространенная схема — удаленный доступ к телефону с помощью легальной программы Team Viewer. Мошенники звонят своей жертве, представляются сотрудниками банка и сообщают о некой технической проблеме, которая может повлечь за собой потерю денежных средств со счета. Для ее устранения необходимо скачать на телефон программу удаленного доступа, мол, с ее помощью сотрудники службы безопасности банка смогут устранить данную проблему. Далее жертву просят назвать ID-код, после чего мнимые банковские работники получают доступ к телефону и приложению мобильного банка и списывают деньги с карты.
Следующий способ воровства на время погружает человека в сказку. Потерпевшему звонят и сообщают, что он стал победителем какого-либо конкурса. В качестве приза ему полагается либо автомобиль, либо крупная денежная сумма. Для получения выигрыша необходимо перевести определенную денежную сумму на счет в банке, указанный мошенниками, якобы в качестве какого-либо сбора, пошлины или налога. Переведя деньги, потерпевший, естественно, никогда не дождется ни денежного приза, ни автомобиля, ни своих кровных.
Не менее распространена такая схема мошенничества: на сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована; ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и PIN-код для ее регистрации. Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на номер своего телефона.
Это далеко не полный список мошеннических операций. Наши банковские карты стали буквально кладезем для нечестных на руку людей, которые изо дня в день придумывают все новые способы хищения денежных средств. И если обычное воровство мы в силах предотвратить известными нам мерами безопасности, то как защитить наши карты — еще плохо понимаем.
Однако банки предлагают различные программы страхования пластиковых карт, благодаря которым можно обеспечить страховую защиту и возместить ущерб от несанкционированного снятия денежных средств со счета. При этом банк обещает, что страховая защита будет действовать двадцать четыре часа в сутки на территории всего мира.
Сотрудники полиции говорят, что заявления о краже средств со счетов получают от граждан практически каждый день. «В связи с участившимися случаями мошеннических преступлений в Нефтеюганске мы запускаем профилактические видеоролики, их будут показывать в кинотеатре перед фильмом. В автобусах и торговых центрах планируется запуск аудиороликов. Кроме того, мы разработали памятки, которые помогут гражданам обезопасить себя и своих близких», — сообщает Юлия Огрызкова.
Каким способом защищают свои карты жители Нефтеюганска? Мы спросили их об этом.
Жанна Ткачук: «Стараюсь не хранить большие суммы на карте, которой везде расплачиваюсь. У меня есть дополнительный счет, где и лежит основной капитал. При помощи банковского онлайн-приложения перевожу по мере надобности средства со счета на карту и пользуюсь ею — так мне спокойнее».
Данил Новицкий: «Не использую данные своей зарплатной карты в Интернете. Для различных онлайн-покупок у меня есть дополнительная карта. Если мне звонят и представляются сотрудниками банка, обрываю разговор и перезваниваю в банк сам».
Расима Мавлютова: «Моя карта застрахована банком на сумму ежемесячной зарплаты. Это обходится мне в 1100 рублей в месяц. Надежна ли страховка — пока не проверяла. Не было случая».
Фото: ya.ru