Еще одно преступление, совершенное школьником, произошло в Улан-Удэ. 19 января в школу № 5, расположенную в поселке Сосновый Бор, пришел ученик 9 класса. По данным Следственного комитета России, он с топором напал на семиклассников, а затем с помощью бутылки с зажигательной смесью поджег школу. Пострадали пятеро школьников и педагог. В больницу попал и сам нападавший: он попытался покончить с собой, порезавшись битым стеклом и выпрыгнув из окна. На данный момент мальчик задержан.
Читаешь эти новости, и становится страшно. Даже не потому, что жертвами оказались дети. Ужасает другое: нападавшими были такие же несовершеннолетние. К сожалению, случаи подобного рода не единичны и происходят не только в нашей стране (достаточно вспомнить инцидент в американской средней школе «Колумбайн»). Откуда в маленьком человеке столько ярости, толкающей его на вопиющее преступление против себе подобных? И что можем сделать мы, взрослые, чтобы наши дети перестали браться за оружие? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Виртуальная угроза
В свете призошедших в школах событий Роскомнадзор объявил, что будет блокировать группы соцсети «ВКонтакте», призывающие к насилию. По мнению властей, именно они провоцируют подростков на агрессивные действия. На эту тему высказался и член Совета Федерации Федерального собрания РФ Эдуард Исаков.
«К сожалению, современные подростки настолько поглощены виртуальной реальностью, что совершенно не осознают, какие жестокие и неправомерные поступки совершают. С твердой уверенностью могу сказать, что первая и основная причина такого поведения детей — пагубное влияние Интернета на их психику, — подчеркивает сенатор. — Любой ребенок сегодня может найти в Сети какую угодно информацию от рецепта по изготовлению «коктейля Молотова» до лучших способов (с пошаговой инструкцией) самоубийства, просматривать видеоролики любой степени жестокости, играть в видеоигры, где единственный способ победить — проявить максимальную жестокость и насилие по отношению к своему сопернику. А вводимые ограничения относительно доступа к контенту («6+», «12+» и прочие) носят лишь рекомендательный характер».
Очевидно, что современные дети больше времени проводят за компьютером. Практически у каждого ребенка сегодня есть смартфон с доступом в Интернет. Виртуальное общение постепенно вытесняет живые беседы. Достаточно понаблюдать за детьми на переменах: большинство из них смотрят в экраны своих телефонов и не выпускают гаджеты из рук. Что они читают, смотрят, с кем общаются — за всем эти уследить невозможно. Точно так же, как невозможно заблокировать доступ ко всем незаконным сайтам и группам в социальных сетях.
Реальность такова, что, если закрывается один ресурс, тут же без особых проблем открывается второй. Борьба со злом будет продолжаться бесконечно. Остается лишь надеяться на то, что в головах наших детей никогда не промелькнет мысль совершить что-либо противозаконное. Но просто ограничивать доступ к запрещенным сайтам недостаточно. Нужны и другие методы. Такие, как любовь, забота и внимание к своему ребенку с самого детства.
Понимание вместо осуждения
Одной из причин жестокости и агрессии ребенка, по мнению Ольги Луневой, психолога центра социальной помощи семье и детям «Веста», может послужить так называемый буллинг, то есть травля школьника со стороны сверстников.
Над выбранной жертвой всячески издеваются, высмеивают ее внешний вид, портят имущество, рвут тетради, разрисовывают учебники и т.д. К травле могут подключаться и одноклассники, и учащиеся с параллели. Если буллинг повторяется изо дня в день, это негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Впоследствии жертва психологического насилия может стать агрессором.
«В школах учатся дети разного материального достатка, социального статуса, умственных и физических способностей, — говорит Ольга Александровна. — Нередко буллинг возникает на этой почве. Здесь многое зависит от учителя. Его задача — пресекать любые проявления травли и научить детей нормальному взаимодействию между собой, без демонстрации превосходства одних над другими. Педагог не должен позволять детям насмехаться над неудачами сверстников. Но если вдруг подобное произошло, нужно дать ребенку возможность улучшить свою репутацию. Ведь дети, подвергшиеся буллингу, как правило, в будущем действуют еще жестче и агрессивнее по отношению к другим».
Издевательства над более слабыми детьми в среде школьников были во все времена. В моей школе тоже некоторых ребят дразнили, над ними подшучивали в легкой и более агрессивной форме. Более того, жертвой буллинга некоторое время была и я. Во многом из-за того, что ребенком я была спокойным и молчаливым и от слов обидчиков просто отмахивалась. Моя невозможность ответить и дать сдачи лишь забавляла их.
Конечно, в глубине души мне хотелось им отомстить, заставить их испытать те же страдания, что и я. Однако мысли взяться за топор или нож и причинить агрессорам серьезные увечья у меня ни разу не возникало. Почему? Потому что знала: меня любят — родители, сестры, друзья. Я чувствовала за собой негласную поддержку семьи и близких людей, хоть и не рассказывала им о давлении в школе. Спасибо маме и папе, а также учителям за то, что хвалили меня за любые успехи. Это действительно поднимало самооценку.
Часто родители обвиняют своих детей в неподобающем поведении, но при этом не учитывают все те сложности, с которыми дети сталкиваются в условиях современной школы. Может быть, дети усиливают свою агрессию из-за того, что не видят поддержки от взрослых — ни от родителей, ни от педагогов? В сложных ситуациях они считают, что никто из взрослых их не услышит и не поймет.
Безопасное место — семья
Сегодня во всех школах страны сотрудники полиции проводят проверки на предмет безопасности. Нефтеюганск не стал исключением. Проходит профилактическая работа с несовершеннолетними, стоящими на учете в детской комнате полиции. В нашем городе практически во всех образовательных учреждениях установлены рамки-металлодетекторы.
Как отмечают многие эксперты, одной из причин трагедий, произошедших в российских школах, стала плохая охранная система. Да, возможно, сигнал металлоискателя помог бы предотвратить инцидент. У школьника бы отобрали оружие, поставили бы на учет, провели разъяснительную беседу с родителями. Но нет гарантии, что через некоторое время подросток не повторит попытку нападения. И в следующий раз он будет более осторожен. Так, может, стоит искать корень зла не в охране, а гораздо глубже — в семье?
По словам психологов, в борьбе с подростковой преступностью важна роль семейных ценностей. Главное, что могут сделать родители для своего ребенка в любом возрасте, -научиться выстраивать с ним доверительные отношения. Тогда многих проблем можно избежать. Кто-то скажет, что это тяжело и хлопотно, что с современными детьми трудно найти общий язык. Но усилия, потраченные на общение с собственными детьми, никогда не бывают напрасными.