В данном случае сжиженный природный газ (СПГ) — выгодная альтернатива. Этот природный газ охлажден до температуры сжижения (его температура кипения — минус 163 градуса) и представляет собой бесцветную жидкость без запаха, которая не токсична и не вызывает коррозии. Кроме того, он не самовозгорается, что выгодно отличает его в плане безопасности, а в жидком состоянии уменьшается в объемах в 600 раз.
Машиностроительный завод в Нефтеюганске производит криогенное оборудование: цистерны, за¬правки, газификаторы, — чтобы в регионе появилась возможность перехода на СПГ.
История завода началась в 2013 году. Наладили производство технических газов, затем освоили ремонт оборудования. Время шло, вскоре появилась идея производить оборудование самим. И уже в 2017-м стартовала обширная деятельность Югорского машиностроительного завода.
За три года плодотворной работы изготовлены порядка десяти емкостей для хранения и транспортировки сжиженных газов, порядка двадцати единиц производственного оборудования и шесть азотных установок. Последние нужны для того, чтобы сжиженный азот газифицировать и выдать под давлением потребителям.
Буквально на прошлой неделе работники завода проводили огневые и бросковые испытания криобаков. Наполненный жидким азотом бак сбрасывали с девятиметровой высоты, после подвергали длительному воздействию открытого огня.
«В результате испытаний конструкция показала свою прочность и герметичность в условиях сильных механических нагрузок, — сообщил Иван Быков, заместитель директора завода. — Криобаки можно устанавливать на коммерческий, рейсовый, муниципальный и промысловый транспорт. Мы также рассматриваем возможность изготовления криобаков большего или меньшего размеров. То есть в перспективе производство баков и для легковых автомобилей. Пока в нашем регионе, да и по стране в целом, инфраструктура недостаточно развита для повсеместного внедрения технологии. Однако рынок начинает оживать».
Сегодня на Югорском машиностроительном заводе трудятся 43 человека: сварщики, слесари по обслуживанию технологических установок, фрезеровщики, токари и офисные работники. На территории завода расположились два цеха, испытания проходят там же. Чтобы изготовить один криобак, нужно две недели, а вообще мощность предприятия рассчитана на производство трехсот таких конструкций в месяц.
«Мы планируем полностью за¬крыть потребность в инфраструктурных продуктах для отрасли СПГ как газомоторного топлива: стационарных хранилищах, транспортных емкостях для перевозки, мобильных и стационарных заправках и криобаках», — подчеркивает Иван Быков.
Сейчас завод работает для партнеров в Республике Татарстан, где технологии СПГ внедряются успешнее, чем в нашем регионе. А еще нефтеюганцы трудятся над созданием воздухоразделительного оборудования, которое отправят заказчикам в Китай.