Warning: Undefined array key "_wpupa_attachment_id" in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
В качестве учителя школьный порог Наталья Анатольевна перешагнула в 1989 году в поселке Бубновка Иркутской области. Классный руководитель попросила уже бывшую ученицу поработать полгода учителем начальных классов. Первое время, как признается моя героиня, считала дни до Нового года: тогда ее должен был сменить основной учитель.
«Я только окончила школу, вышла на работу и поступила в университет, на факультет журналистики, — вспоминает Наталья Пинигина. — Журналистом стать не получилось, и я об этом нисколько не жалею. Наш куратор все время повторял, что журналист должен следовать правилу: если тебя выгнали в дверь, нужно залезть в окно! Этому я так и не научилась. Потому и получила образование учителя начальных классов».
22 года назад Наталья Анатольевна приехала в Нефтеюганск. Отвела сына в первый класс и сама вышла на работу в СОШ № 10, где взяла 1-й «Н». Из стен этой школы она выпустила лишь один класс, зато смогла его проучить с первого по одиннадцатый. Именно из-за выпуска 2013 года и переучилась на преподавателя русского языка и литературы: не смогла отпустить ребят из начальной школы. Вместе со своими учениками ушла из школы, говорит, не сумела работать там, где их нет. (Прим. ред.: на фото Наталья Анатольевна как раз с выпускницей этого класса Елизаветой Чувилкиной.)
С 2013 года Наталья Пинигина работает в СОШ № 1, где не только преподает русский и литературу в старших классах, но и выполняет обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в классах начальных.
К своим ученикам Наталья Анатольевна практически никогда не обращается по фамилиям — по-матерински ласково зовет их солнышками и зайчиками. Признается, со стороны это может казаться странным, но ничего с этим поделать уже не может. «Новым ученикам я всегда говорю, что если им некомфортно, то я обязательно перестроюсь. Однако пока об этом никто не просил, — делится педагог. — Одного боюсь: вдруг я таким отношением ребят расхлябываю?» Но ученики знают, что сесть педагогу на шею не получится. В таком случае учитель может стать строгим и даже жестким.
На уроках Наталья Анатольевна руководствуется четким правилом: ученику должно быть комфортно. Но не вольготно. По ее мнению, ребенку необходимо понимать, что в любой момент он может пересдать работу, что у него, как у любого человека, есть право на ошибку. Тогда школьник не будет чувствовать себя зажатым. На уроках она зачастую говорит шепотом, но не потому, что в классе строжайшая дисциплина, а потому, что так проявляется взаимоуважение.
«Конечно, это пришло не сразу. В молодости мне казалось, что я должна заходить в класс и учительским тоном говорить: так, я не поняла, что это здесь творится?! Полагала, что главное на уроке — порядок и дисциплина. А сейчас мне не нужно, чтобы ученик весь урок сидел на одном месте, важно, чтобы он работал», — считает Наталья Анатольевна.
На ее уроках ученики могут пошутить, посмеяться, но, как только преподаватель говорит о задании, ребята понимают — шутки должны остаться в стороне. Секрет такого взаимопонимания прост: ученики знают, что, проявляя уважение к педагогу, они всегда могут рассчитывать на его поддержку и помощь.
К получению знаний ребята относятся ответственно, главная же задача педагога — дать ученикам возможность стать культурными пользователями русского языка. Чтобы они могли с легкостью процитировать стихотворение или украсить свою речь уместным фразеологизмом. «Я сама влюблена в русский язык и литературу, а потому не могу не заразить этим своих учеников, — убеждена Наталья Пинигина. — Да, кому-то это дается труднее, но главное — двигаться вперед!»
С литературой у педагога и ее учеников особые отношения. Наталья Анатольевна уверена, что это единственный предмет в школьной программе, который работает на чувства, а потому без душевного тепла здесь не обойтись. «Что касается литературы, то я не могу быть только учителем, недостаточно лишь расставить все по полочкам. Здесь важнее душевные привязки с учениками, в противном случае как я доберусь до души?» — считает учитель. Для нее важно, чтобы ученик не просто знал, чем отличается романтизм от классицизма, а чтобы смог полностью раскрыться и прочувствовать предмет.
Без преувеличения, ученики любят своего педагога, не забывают о ней и выпускники. Ни одни каникулы не обходятся без посиделок. Вместе они вспоминают чудесные школьные годы, а после обязательно кто-то останется посекретничать с любимой учительницей.
Двери рабочего кабинета Натальи Пинигиной всегда открыты настежь, за советом к ней приходят и учителя, и родители нынешних школьников. Как заместитель директора она старается объяснить каждому, что самое лучшее решение многих школьных проблем — прийти и поговорить. «Если учитель будет тянуть ребенка в одну сторону, а педагог в другую, то ничего доброго из этого не получится. И совсем не важно, кто окажется прав, а кто виноват, — уверена Наталья Анатольевна. — Совместная работа родителя, ученика и учителя должна быть сотворчест-вом, а не противостоянием».
Профессиональные заслуги педагога не раз отмечали на самых высоких уровнях. В этом году учитель русского языка и литературы получила грамоту Министерства образования. Год назад проект Натальи Пинигиной, посвященный тьюторскому сопровождению старшеклас-сников в процессе подготовки к ЕГЭ, был удостоен гранта главы города. В рамках этого проекта педагог смогла добиться высоких показателей во время сдачи экзамена по русскому языку.
«Мне кажется, что многие учителя Нефтеюганска достойны подобной грамоты, не только я. В то же время мне очень радостно, оттого что мои труды оценили столь высоко, — говорит Наталья Анатольевна. — Мне необходима такая подпитка извне, чтобы понять, все ли я делаю правильно. Каждый учитель должен ощущать собственную нужность, ведь в свою работу мы вкладываем всю душу».
Да и можно ли учительство назвать работой? На этом слове педагог спотыкается каждый раз: уже давно это не работа — образ жизни, который полностью устраивает и который совсем не хочется менять. Вот только было бы чуть больше времени на родных.
Конечно, у учителя литературы не может не быть любимого автора. В случае с Натальей Пинигиной это Валентин Распутин, который преподавал литературу в ее студенческие годы.
«Я человек очень приземленный, а потому люблю только реализм. «Прощание с Матёрой», «Последний срок» я могу читать с любой страницы, причем каждый раз нахожу что-то новое. С удовольствием читаю Астафьева, Достоевского, Нагибина — это мое мироощущение, — признается Наталья Анатольевна. — В этом году сгорела моя родная Бубновка. Из-за ледохода на реке к поселку городского типа не смогли добраться спасатели — он полностью выгорел всего за час. И как тут не перечитать «Прощание с Матёрой» и не пережить все заново? Ведь бабка Дарья успела свой дом украсить, а я — нет».