Мы встречаемся с ним постоянно: нецензурная брань, сцены унижения, показываемые по телевизору и происходящие в реальной жизни — на улице, дома, в школе. В Интернете дети получают обидные и непристойные сообщения, подвергаются угрозам. Для многих насилие — это жестокое избиение и сексуальное домогательство, а шлепки и словесные оскорбления почему-то являются нормой.
Помните: насилие не проходит бесследно — оно вызывает физическую и душевную боль, а в будущем порождает чувства гнева, стыда, обиды, бессилия и отчаяния. Причем страдает не только жертва, но и те, кто стали свидетелями жестокости, а также сам агрессор.
Поведение жертвы и агрессора формируется в детстве. Когда нам больно, первая реакция — причинить обидчику ответную боль (око за око). Но если обижают важные, значимые для нас люди, злость и обида выражены быть не могут. Невыплеснутая злость вызывает ощущение внутреннего бессилия, страха, жалости к себе. Она проявляется зависимым либо проблемным поведением, соматическими нарушениями, депрессиями и в конце концов может даже привести к мыслям о нежелании жить.
Подвергаясь жестким наказаниям, ребенок усваивает, как наказывать, и со временем сам становится более агрессивным. Он довольно быстро адаптируется к чужой боли: чем чаще причиняет боль, тем слабее чувствует ее сам. Повзрослев, ваши сын или дочь будут повторять сцены насилия в своей собственной семье.
Существует довольно распространенное явление, которое называется «провал в жестокость» — переход к постоянной, намеренной жестокости.
Со временем человек, разряжающий свою злость на других, с каждой вспышкой гнева становится еще злее, и ему все труднее изменить свое поведение.
Специалисты нефтеюганского центра социальной помощи семье и детям «Веста» уже второй год подряд проводят выездные акции «Детство без насилия». Целью таких мероприятий является информирование детей и подростков о деятельности детского телефона доверия и просвещение по проблемам насилия и жестокого обращения в среде сверстников.
Данный телефон с единой и бесплатной линией для детей и родителей создан в России при поддержке президента страны и уполномоченного по правам ребенка в рамках общенациональной информационной кампании «Россия без жестокости к детям!», которую проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В образовательных учреждениях ХМАО-Югры психологи разъясняют принципы и правила оказания психологической помощи по телефону, в том числе в кризисных ситуациях, в случаях, где есть угроза для жизни. Детям и подросткам раздают рекламно-информационную продукцию, педагогам предоставляют методические материалы по теме акции.
В 2016 году специалисты «Весты» посетили десять образовательных учреждений округа в Пыть-Яхе, Белом Яре, Барсово, Солнечном. Учащиеся во время встреч задали интересующие их вопросы, уточнили особенности обращения по телефону доверия, сохранили его номер в мобильных устройствах.
Главная задача службы телефона доверия — психологическая помощь в установлении доверительных отношений между детьми и родителями, в создании благоприятных условий для полноценного развития ребенка в обществе.
Позвонив на горячую линию, любой ребенок может получить необходимую психологическую помощь в случаях жестокого обращения дома, на улице, в школе или просто в трудный момент жизни поговорить с психологом по душам. Специалисты службы принимают звонки не только от детей, но и от взрослых, которые испытывают трудности в общении с детьми.
Психологи службы придерживаются в своей работе следующих принципов:
Уважение. Консультант уважает выбор и право клиента быть таким, какой он есть.
Конфиденциальность и анонимность. Можно представиться любым именем или не называть его вовсе, все детали звонка остаются в тайне.
Доступность. Служба «Телефон доверия» работает круглосуточно. Позвонить можно как со стационарного телефона, так и с мобильного (звонок бесплатный).
Профессиональность. В службе работают квалифицированные консультанты-психологи.
Информация подготовлена психологами ЦСПСиД «Веста»