Полис обязательного медицинского страхования является необходимым атрибутом жизни каждого жителя страны. Этот документ подтверждает, что вы застрахованы и имеете право получать бесплатную медицинскую помощь в медучреждениях, работающих в системе ОМС.
Страховой полис выдают россиянам, которые подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством, а также иностранным гражданам, имеющим основание для проживания на территории РФ. Последние получают полис на определенный срок — до тех пор, пока действует их разрешение на временное проживание.
Полис нового образца — документ синего цвета. В некоторых регионах страховые компании выдают не просто бумагу, а пластиковую карту. Для медицинских учреждений разницы между пластиковым и бумажным полисом нет — вам обязаны оказать медицинскую помощь по любому из них. Кстати, вы не обязаны получать полис другого региона, находясь в отпуске или по работе за пределами своего города.
Вы имеете право получать бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС в рамках базовой программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на всей территории страны при наличии направления от терапевта. Но если вам требуется неотложная медицинская помощь или экстренная госпитализация, вам обязаны оказать помощь бесплатно даже при отсутствии страхового полиса.
Служба страховых представителей создана в 2016 году по поручению президента, а ее деятельность направлена на решение вопросов, связанных с получением доступной и качественной медицинской помощи. Проще говоря, страховой представитель обеспечивает индивидуальное сопровождение пациента на протяжении всего процесса оказания медпомощи.
С 1 января текущего года начал работать третий уровень страховых представителей. «Такого рода изменение в работе страховых компаний сделает процесс решения конфликтных ситуаций предельно прозрачным. Сейчас взаимодействие страховых представителей и пациентов происходит в оперативном режиме. Любому гражданину стоит только набрать номер телефона, указанный в полисе ОМС, и специалист одного из уровней окажет обратившемуся качественную помощь», — подчеркивает Олег Саврук, директор филиала территориального фонда ОМС.
Напомню, первый уровень представителей службы — это специалисты контакт-центра, устно консультирующие по телефону, указанному в полисе ОМС.
Второй уровень — сотрудники, которые работают как в страховых компаниях, так и непосредственно в медицинских организациях и осуществляют основную часть работы по информационному сопровождению пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи и при прохождении профилактических мероприятий (формирование списков граждан, подлежащих диспансеризации, составление графика диспансеризации, осуществление контроля за ее прохождением). Они также проводят профессиональные консультации при прохождении профилактических осмотров.
А вот новый, третий уровень — это врач, специалист-эксперт страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение и обязанный помогать пациенту лично, представляя его интересы и права. Этот специалист имеет высшее медицинское образование и опыт работы в практическом здравоохранении.
Случаев для обращения к страховому представителю немало: отказ в плановой госпитализации при наличии направления, предложение воспользоваться платными услугами при наличии бесплатной альтернативы, нарушение сроков обследования и консультаций в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи или даже отсутствие необходимого врача.
На сегодняшний день в страховых компаниях ХМАО — Югры работают 107 страховых представителей трех уровней. С начала 2018 года рассмотрено 12 577 обращений к представителям всех уровней, 281 из них — к представителям третьего уровня. Кроме того, представители третьего уровня провели по жалобам застрахованных 137 экспертиз качества медицинской помощи. Стоит отметить, что телефон, указанный в вашем полисе ОМС, работает круглосуточно, а звонки на него — бесплатные.