Веками люди ждали прихода спасителя, который освободил бы их от гнета… Весь мир стонал в железных тисках Римского государства. Это был расцвет римского могущества, эпоха Августа. Рим рос и богател. Все страны слали свои дары или в качестве дани, или как товары торговли. Несметные сокровища собирали здесь.
Неимоверно богатели высшие классы. Народ от этого, правда, не выигрывал, и под золотой мишурой внешней пышности империи таилось много горя, нищеты и страданий. Но, как ни странно, и высшие богатые классы не чувствовали себя счастливыми. Богатство не спасало их от уныния, хандры и порой от тоски, отчаяния; наоборот, этому содействовало, рождая пресыщенность жизнью.
Зло сгущалось повсюду. В этой атмосфере бесправия и насилия, обмана и лицемерия, неверия и суеверия, разврата и погони за наслаждениями становилось трудно дышать. Мир, порабощенный римской политикой, униженный и доведенный до отчаяния ложными религиями, тщетно вопрошающий философию о тайне жизни и добродетели, — этот мир стоял на краю могилы.
Никогда еще не было более критического момента в истории человечества. Чувствовалось, что оно зашло в тупик и без посторонней помощи кого-то великого и сильного выйти оттуда не может. И вот среди лучших людей того времени все упорнее и напряженнее становится ожидание появления того, кто укажет человеку новые пути и спасет мир от гибели и разложения…
Евангелие от Луки повествует, что благая весть о рождении Спасителя человечества была принесена архангелом Гавриилом Деве Марии в галилейском городе Назарете.
С малых лет Пресвятая Дева жила и воспитывалась в Иерусалимском Храме. Но наступило отрочество. По церковному закону отроковицы не могли уже круглосуточно находиться в святилище — девочек выдавали замуж или забирали родственники. Родители Пресвятой Девы к тому времени скончались, и Она была отдана в дом своего пожилого родственника — Иосифа, прозванного Обручником, на чью долю выпало хранение Ее девства.
Иосиф и все его семейство проживали в Назарете. И в этом селении, неподалеку от которого проходило множество торговых путей, совершается великое событие истории человеческой: Благовещение архистратига Гавриила Пресвятой Деве Марии.
Евангелист Лука, излагая обстоятельства Благовещения, повествует: «Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из Дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (Лк, 1:26-28).
Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия. На что Пресвятая Дева ответила: «Се, раба Господня: да будет Мне по слову Твоему». Так начинается евангельская история…
В праздник Благовещения в православных храмах читается отрывок из послания апостола Павла к евреям, где говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: «Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто всю свою жизнь пребывал в рабстве» (Евр., 2:11-18).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал и Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда становится рабом страстей, своего греха. Мы становимся свободными, когда устремляемся к Небу…
Прославляя имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, мы почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто: через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий. Господь наш Иисус Христос».
Вознося хвалу Пречистой Деве, мы вспоминаем, что говорили о Ней современники. Один из них — святитель Игнатий Богоносец. Вот что он писал:
«У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения… По Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим».
С того времени, как на земле властно прозвучал голос небесного вестника, знаменовавший грядущее пришествие в мир Сына Божия, минуло 20 веков. За это время сменились десятки поколений, строились и приходили в забвение города, возникали и рушились империи. Облик Святой Земли изменился до неузнаваемости.
Многие места, упоминаемые в Евангелии, ныне известны лишь по археологическим находкам, однако Назарет живет. И по-прежнему привлекает к себе людей колодец, точнее проистекавший из глубокой каменной расселины источник, из которого Пречистая Дева и Ее Божественный Сын почерпали воду. Ныне над ним воздвигнут православный греческий храм.
Из окон автобуса любуемся видами Назарета. Это небольшой арабский город с кривыми и крутыми улочками и уличными базарами. Основное население — православные арабы, но много и мусульман. Город расположен в небольшой лощине между двумя возвышенностями. Изменились постройки, но почти что сохранилась природа 2000-летней давности. Оттуда хорошо видны живописные окрестности Фавора и иных возвышенностей.
Паломнику в Назарете интересны в первую очередь два храма. Один — греческий православный митропольный (кафедральный) Благовещенский храм, выстроенный в VII веке и называвшийся Источником Приснодевы. В VIII веке он был разрушен мусульманами и позднее вновь восстановлен греками только в XVIII веке в том облике, как мы видим его теперь. Над входом в храм возвышается колокольня.
Другой — францисканская базилика, выстроенная на том самом месте, где находился дом Иосифа Обручника с горницей Пресвятой Девы. В IV-V веках пол этой крипты был выложен мозаикой и до настоящего времени хорошо сохранился. Внутри пол мраморным амфитеатром спускается к центральному престолу, а прямо под куполом возвышается известковая скала — священное жилище Святого Семейства. Из храма ведут туда две маленькие двери. В праздники здесь особенно многолюдно.
В праздник Благовещения в Назарет стекаются тысячи паломников со всего земного шара. Патриарх Иерусалимский и всея Палестины в сопровождении скаутов, играющих на волынках и бьющих в барабаны, совершает по случаю Благовещения Пресвятой Богородицы крестный ход вокруг православного храма. В городе царит радостная атмосфера праздника, люди разных национальностей и конфессий поздравляют друг друга с радостным событием.
Нам не удалось побывать на празднике Благовещения; о том, как он проходит здесь, узнаем из Интернета и по словам очевидцев. Но мы увезли с собой ощущение радости и какого-то непостижимого света в душе. Знаем: Мать Сына Божия предстоит пред престолом Божиим и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.