«Пятачок». Это слово знакомо и памятно каждому старожилу Нефтеюганска. Так называлось место в береговой части города, из которого, благодаря самоотверженному труду первых поселенцев, строился и рос рабочий поселок, ставший в итоге нашим городом. В июне 1961 года, на высоком берегу Юганской Оби, единственном пригодном для строительства месте — небольшом участке твердой земли, окруженном тайгой и болотами, началась сборка домов на первой улице поселка. Назвали ее в честь первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
Так откуда взялось название «Пятачок»? Ответ в отрывке из воспоминаний первого строителя Раисы Бадамовой:
«22 июня 1961 года с баржи на берег реки Юганка высадились первые семьи строителей. Условия были очень тяжелые и суровые, жили в палатках и вагончиках, но уже в июле построили пять домов и магазин. Пять — это же пятак, но для совсем небольшого места под строительство пятак — великовато. Вот Владимир Вшивков и предложил: «Давайте назовем его пятачок!» Все согласились, и это слово прижилось».
Именно здесь в начале 60-х годов располагался жилой, административный и торговый центр поселка. На этом небольшом клочке земли были сосредоточены все необходимые службы и учреждения — магазины, почта, столовая, контора Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, баня и даже клуб.
Бадамовы, Виноградовы, Дежицкие, Вшивковы, Иванченко, Калинины, Олейник, Кравчук и другие семьи были в числе первых, кто ступил на землю неизведанного края лесов и болот. Обживаться на новом месте первопроходцам было некогда, буровики приступили к работе в первый же день.
Бригада строителей под руководством Карпа Иванченко приступила к строительству жилья для первых поселенцев. Некоторое время семьи геологов и буровиков ютились во времянках — вагончиках, палатках, землянках.
«Нас выгрузили на берег, а кругом была тайга и невозможная мошка. С нами был один вагончик, там и ютились. Начали рыть землянки, рубить лес, строить жилье, готовили еду на костре. В общем, обживались. Трудно было, но жили, как одна семья, помогали друг другу», — вспоминает старожил Мария Дежицкая.
А уже в июле были построены первые дома и магазин. На плечи женщин легла ответственность по налаживанию домашнего быта. Многие из них были искусными мастерицами: шили, вышивали, вязали — в общем, превращали неказистое жилье в уютный семейный очаг. Мужчины в свободное от работы время заготавливали дрова, охотились и рыбачили. Люди приезжали в поселок из разных мест, и каждый из них привозил с собой традиционную культуру и бытовой уклад своей малой родины. В поселке сложилась особая душевная атмосфера.
«Новый поселок рос на глазах, на улице показывали кино, в котельной был душ, куда поселковские ходили мыться, пока не достроили баню» — из воспоминаний Халисы Сульбухаровой.
С первыми палатками нефтеразведчиков приехали и первые медики — фельдшеры Анна Тонких и Анна Иглина. Под медпункт был выделен балок: в одной половине велся прием пациентов, в другой разместили стационар на три койки.
На «Пятачке» был даже клуб, назывался он «Геолог». Работал он 24 часа: с 8 утра как контора экспедиции, вечером здесь смотрели кино и танцевали под мелодии пластинок, круглосуточно была открыта гостиница для приезжих.
На улице Гагарина появились и первые ясли-сад «Березка» на четыре разновозрастные группы. Первым воспитателям Антонине Царыгиной и Клавдии Гуляевой многое приходилось делать самим — красить стены, шить постельное белье, покупать посуду и игрушки. Несмотря на тяжелые условия, на каждый праздник устраивались утренники. Воспитатели помогали родителям шить костюмы для маленьких нефтеюганцев.
А знаете ли вы историю появления первого православного храма в Нефтеюганске? Ее рассказала Феодосия Протопопова, в прошлом году отпраздновавшая свой 90-летний юбилей:
«В феврале 1988 года я поехала в Тобольск исповедоваться. Отец Александр благословил меня и спросил: хотите, чтобы у вас в городе церковь открылась? Найдите 20 верующих бабушек и напишите для регистрации письмо в исполком».
По возвращении в Нефтеюганск Феодосии Андреевне и ее единомышленницам удалось собрать 24 человека, которые подписали заявление. Сначала верующие собирались в двухкомнатной квартире в 12 микрорайоне, сюда из других городов приезжали священники для совершения богослужений. Затем купили балок в 11А микрорайоне, оборудовали помещение, а за иконами ездили в Тобольск, Ялуторовск. В 1990 году церковной общине был передан жилой дом на улице Гагарина. Деревянное здание, переданное в собственность церковной общине, находилось как раз на бывшем «пятачке», на высоком берегу протоки Юганская Обь. Вскоре храм перестал вмещать всех желающих, и в 1992 году началось строительство Свято-Духовского храма на 250 прихожан.
Позднее возле храма Святого Духа расположился комплекс православной общины с крестильным храмом в честь иконы Божией Матери «Почаевская». В комплексе разместились классы воскресной школы, библиотека, зал оглашения, трапезная, ремонтные и швейные мастерские.
А в 2007 году, в дни празднования сорокалетия города, на месте деревянной церкви на «Аллее первопроходцев» был заложен первый камень нового храма в честь Всех Святых, который открыл свои двери для прихожан в октябре 2010 года. Этот храм является памятником началу религиозной культуры в Нефтеюганске, местом его духовного обновления.
Конечно со временем территория «Пятачка» сильно изменилась: сейчас в этом районе расположены Культурный центр «Обь», здание ЗАГСа. В преддверии 35-летия города на берегу Юганской Оби торжественно открылся Набережный променад. На набережной, там, где располагалась первая улица города и откуда берет начало его история, в 2010 году открылся культурно-выставочный центр «Усть-Балык», посвященный истории образования города Нефтеюганска и освоению нефтегазового комплекса Нефтеюганского региона. Каждое лето здесь проходит праздник Первой улицы. Мероприятие начинается с театрализованной реконструкции исторической высадки первопроходцев на берег реки. В течение всего дня найти занятие по душе могут и дети, и взрослые. Первые рисуют на асфальте и участвуют в играх советского периода, конкурсах чтецов и исполнителей песен, а вторые танцуют под музыку духового оркестра, играют в шахматы, шашки, домино. А под вечер гости делятся воспоминаниями возле импровизированного костра.
В память о первых поселенцах на Набережной установлена архитектурно-скульптурная композиция «Первопроходцы». Автор проекта — скульптор и член союза художников России Володя Саргсян. По его замыслу, композиция включает в себя архитектурную часть, скульптурные композиции и прогулочную зону, где размещены скамейки и разбиты цветочные клумбы.
В центре на треугольном постаменте находится 23-х метровая стела, увенчанная гербом города. По форме она напоминает нефтяную вышку. Вокруг стелы скульптурная композиция, где представлены: геолог, нефтяники, сотрудники лаборатории, строители и семья нефтеюганцев. А если обойти комплекс по кругу, с обратной стороны можно увидеть бронзовую плиту с текстом из истории города и четыре рельефа на темы нефтяного производства и истории края.
Аллея «Новобрачных», «Древо желаний», «Петр и Феврония», «Ротонда» с чугунным барельефом «Роза ветров», на который нанесены название города и его географические координаты, символ города «Медведь» — как часто, гуляя по пешеходным дорожкам набережной, вы задумывались о том, насколько интересна история этой части города? Если хотите узнать о ней больше, сотрудники культурно-выставочного центра «Усть-Балык» всегда ждут вас на постоянные выставки и автобусно-пешеходные экскурсии.