В декабре весь прогрессивный мир отметит 100-летие со дня рождения выдающегося писателя современности Александра Солженицына.
Призывавший соотечественников жить не по лжи, он всегда был верен этому принципу. Без преувеличения можно сказать, что Солженицын вывел Россию, наш народ из состояния идеологического оцепенения.
Важнейшей темой произведений Солженицына стало исследование внутреннего мира человека в годину страшных исторических потрясений в России.
Подобно Достоевскому он рассматривал самые болезненные проблемы общества и человека. Историю XX века будут изучать не только по его лагерной прозе, но и по «Раковому корпусу», «Матрениному двору», «Крохоткам». Это настоящая русская классика. Красной нитью через его труды проходят проблемы сбережения народа (что называют нынешней национальной идеей), ответствен-ности человека перед обществом и перед Богом, свободы, технического прогресса и «онемения личности», соблазна потребительства.
Наследию А.И. Солженицына была посвящена городская конференция, ставшая, несомненно, ярким событием в культурной жизни Нефтеюганска. Она стала также заключительным событием проекта, завершившего череду интересных тематических мероприятий в образовательных учреждениях и библиотеках нашего города. Среди них — образовательная сессия в лицее № 1, посвященная рассказам писателя «Крохотки», уроки-размышления в 14-й школе, библиотечные интегрированные уроки в Нефтеюганском индустриальном колледже и др.
Программа конференции оказалась крайне насыщенной. Она объединила в себе различные виды интеллектуальной деятельности, разноформатность коммуникаций и трансформацию пространства.
Открытый урок педагога З. Мухамадеевой, онлайн-викторина по творчеству писателя между учащимися Нефтеюганска и Ялуторовска, презентация эссе «Как нам обустроить Россию?», виртуальная экскурсия по музею Солженицына в Кисловодске (город, где родился Александр Исаевич) — все преследовало одну цель: многогранно и разносторонне рассмотреть творчество писателя в неразрывной связи с событиями его жизни. Презентация библиографического указателя «А.И. Солженицын: вехи времени и судьбы», представленная ведущим библиографом городской библиотеки С. Калашник, работала на ту же цель.
Кроме того, в рамках конференции была организована книжная выставка из произведений писателя: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Вышедшие в разные годы, они оказали огромное влияние на изменение общественного сознания во всем мире, принеся автору всемирную славу.
Александр Солженицын создавал произведения во многих жанрах: романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения, киносценарии. Наряду с этим он непрерывно выступал с публицистическими произведениями по общественным проблемам. Так, его эссе «Как нам обустроить Россию?» написано в июле 1990 года и содержит размышления автора о путях возрождения страны и разумных основах построения жизни народа и государства после завершения «коммунистического периода».
На муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2018» в Нефтеюганске одним из заданий было написать эссе на тему «Как нам обустроить Россию?». 13 участников размышляли о государственном устройстве, о роли семьи и школы. Лучшие работы были представлены на конференции.
Педагог СОШ № 14 Татьяна Ильиных свою задачу видит в «привитии ребятам знаний, умений и навыков для жизни в современном обществе. А это значит, что нужно всегда «быть на гребне волны», работать над собой, расти, меняться вместе с обществом, идти в ногу с технологиями, быть интересной и яркой… Обустроить Россию можно тогда, когда каждый будет понимать, что и для чего он делает, какую пользу приносит обществу. Когда каждый принесет свой кирпичик и поставит его именно на свое место. Чтобы постройка превратилась в теплый, чистый, светлый и высокий кирпичный дом — дом для всех нас, россиян; в любимую, сильную, процветающую Родину!»
Педагог дополнительного образования детского сада № 32 «Белоснежка» Анна Шалагинова эпиграфом к своему эссе взяла слова Солженицына из его книги «Как нам обустроить Россию?»: «Если в нации иссякли духовные силы — никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит». Ее размышления заслуживают того, чтобы привести их полностью:
«С момента выхода статьи А.И. Сол-женицына «Как нам обустроить Россию?» прошло почти 30 лет. Можно сказать, что она — моя ровесница. 1990-е годы я помню очень хорошо. Помню, как тяжело было моим родителям. Папа работал с утра до ночи, и ему месяцами не выдавали зарплату. Мама работала учителем в школе. Жили мы в поселке. Я помню пустые прилавки магазинов и длинные очереди. У нас всегда был свой огород и большое хозяйство, и это нас кормило в те годы. Все это пережили мои родители, пережили благодаря им и мы.
Сейчас у нас есть все: в магазинах можно купить любую одежду, мебель, продукты, технику и т.д. — все что угодно, на любой кошелек. И вроде жить мы стали лучше. Но почему же, когда читаешь статью Александра Исаевича, создается впечатление, что написана она в наши дни? Все потому, что наряду с ростом промышленности, улучшением качества жизни люди продолжают забывать о нравственности, о духовности, о своих истоках и об источниках человеческой энергии. Кругом пропагандируют ненависть, вселяют в народ страх, злобу, неуверенность в завтрашнем дне. И как бы мы ни старались улучшить качество жизни, пока в душе не будет спокойствия, умиротворенности, лучше не станет.
Я часто задумываюсь: почему мои родители до сих пор сажают картофель сотками, помидоры и огурцы, тратят на это столько сил и времени? Почему, пережив те сложные годы, они не озлобились на государство, продолжают в него верить? И тут понимаю: потому что в них не иссякли духовные силы!
Во-первых, «ослабление тяги к земле, — пишет Солженицын, — большая опасность для народного характера». А у них эта тяга не ослабла. Они любят землю. Любят на ней трудиться. Они не жалуются на свою жизнь, на государство, не ждут, что за них все кто-то сделает. Во-вторых, моя мама — учитель. А учитель, как «отборная часть нации» (слова Солженицына), призван к тому, что ему вручается все наше будущее.
Сейчас наступает то время, когда нужно остановиться и подумать о том, как устроить настоящее и будущее. Российское общество, добивающееся финансовых успехов, про духовность и развитие общечеловеческих качеств либо сознательно забывает, либо умалчивает. В своей статье Солженицын напоминает о первостепенном для России. И я согласна с этой мыслью. Считаю, что именно мы, педагоги, обязаны нести и сеять «доброе, вечное», спасать истинные знания, развивать духовность и общечеловеческие качества. Я — педагог, и я могу очень многое сделать для будущего России, т.к. наше будущее — это наши дети!»
Педагог центра дополнительного образования «Поиск» Роман Хализов видит пути обустройства России в укреплении семьи, восстановлении престижа труда, в обустройстве села, возрождении подлинного фермерства и в укреплении единства народов, проживающих в нашей стране.
Все выступления педагогов были восприняты с большим интересом.
За большой личный вклад в подготовку конференции были награждены благодарственными письмами ряд педагогов и библиотекарей. Среди них — Н. Телегина (начальная школа № 15), З. Хайдукова (лицей № 1), З. Мухамадеева (СОШ № 13), С. Калашник (городская библиотека), С. Васина (СОШ № 14).
И в завершение. Данный проект стал участником Всероссийского конкурса «Читаем Солженицына», организованного Российской библиотечной ассоциацией, Русским общественным фондом А. Солженицына и журналом «Современная библиотека» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Итоги конкурса будут подведены 11 декабря — в день рождения Солженицына, в Москве.
Спасибо сотрудникам городской библиотеки во главе с Галиной Аюшеевой за высокий уровень работы в деле просвещения нефтеюганцев, а департаменту образования и молодежной политики администрации города — за прекрасную организацию.
Фото Ольги Малолетневой