Дата, хоть и не юбилейная, во многом знаковая для нашего города. Более четверти века казаки вместе с их бессменным атаманом Владимиром Самойловым являются неотъемлемой частью культурной, политической, духовной и общественной жизни Нефтеюганска.
Люди в казачьей форме заняты в охране общественного порядка, помогают силовым структурам в предотвращении и раскрытии преступлений, работают с подрастающим поколением, воспитывая патриотов. А в последние годы также участвуют в СВО, оказывая содействие Вооружённым силам России и поддерживая жителей новых территорий.
В день рождения городского казачьего общества мы встретились с атаманом и потомственным казаком Владимиром Самойловым, чтобы узнать, как появилась казачья община в Нефтеюганске, что сегодня она представляет и каковы её перспективы.
А начиналось всё в 1997-м…
«В милицейском отделе я встретил парней в казачьей форме, — вспоминает Владимир Александрович. — Поинтересовался, кто такие, откуда. Ответили, что казаки из Пойковского. На тот момент там уже было казачье общество. Им руководил есаул Владимир Алексеевич Грибанов. Спустя время обратился к нему и его казакам, попросил помочь с организацией в нашем городе казачьего общества. Вместе с единомышленниками взяли за основу их устав, набросали собственный и у отца Николая Матвийчука получили благословение».
5 августа 1997 года в Нефтеюганске, впервые в истории города, состоялось собрание казаков — так называемый казачий круг. Участие в нём приняли 12 человек, которые единогласно утвердили устав городского казачьего общества, избрав атаманом Владимира Самойлова.
Спустя годы с удивлением для себя он узнал, что 5 августа в казачьем календаре — день особый. С 5 на 6 августа 1585 года в бою погиб один из самых почитаемых у казаков атаман-воевода — покоритель Сибири Ермак.
Из потомственных казаков только он один
«В первом казачьем кругу в нашем городе из потомственных казаков был я один. Мой дед Самойлов Василий Дементеевич — казачий урядник. Родился он в 1894 году, скончался в 1971-м. У остальных же, насколько я помню, родственников из казаков не было», — говорит Самойлов, с гордостью показывая фотографию предка.
Снимок, на котором запечатлён казачий старшина, сумевший пережить несколько войн, годы большевистских репрессий, — семейная реликвия.
Ни копейки от государства — лишь спонсорская помощь и собственные сбережения
Как известно, 90-е годы прошлого столетия, а также начало и середина нулевых ознаменовались в нашей стране возрождением казачества. В российских регионах стали появляться казачьи общины, которые то и дело получали из федеральных, местных и региональных бюджетов деньги в рамках различных программ и официальных договоров.
Нефтеюганские же казаки к этой практике не прибегали изначально, подчеркнул атаман Самойлов.
«После того как утвердили устав, выбрали атамана, официально зарегистрировали наше общество, — продолжает Владимир Александрович, — пошли общаться с официальными лицами, наладили отношения с милицией, ФСБ, МЧС, заключили договоры с администрацией города и нашей церковью. Всем им заявили, что люди мы служивые, хотим помогать государству, оказывать содействие властям, помогать городу абсолютно на безвозмездной основе. И за 27 лет мы не попросили ни одного рубля, ни одной копейки ни из городского, ни из окружного, ни из федерального бюджетов».
Об отношении к СВО, о помощи российской армии и мирным жителям Донбасса
Происходящее на Украине волновало нефтеюганских казаков всегда. Как и любая другая организация военно-патриотического толка, городская казачья община ещё в 2014 году включилась в процесс оказания гуманитарной помощи жителям Донбасса и Луганщины.
«И сегодня казаки из нашего округа принимают участие в СВО. Недавно один из казаков получил тяжёлое ранение. Наряду с военным участием оказываем гуманитарную помощь. Помогаем чем можем и нашим военным, и мирным жителям», — говорит атаман.
К слову, сам он ещё в 2022 году во время объявленной в стране частичной мобилизации подал заявление в военкомат, попросив включить его в добровольческий отряд. Но получил письменный отказ: «Не соответствует критериям по возрастной категории».
О казачьем будущем, или Казачьему роду нет переводу
В начале нулевых годов казачье общество Нефтеюганска насчитывало чуть больше сотни человек. Сегодня же его ряды вновь немногочисленны — всего 12 человек.
«Начинали мы в 1997-м с 12 человек, и сейчас нас списочно столько же. В 2003 году доходило до 102 человек. Со временем кто-то ушёл в мир иной, кто-то уехал из города. Из тех, кто начинал с нами, двое стали священниками — отец Фёдор и отец Александр служат в церкви», — рассказывает Самойлов.
Отмечает, что сегодня привлечь новых людей в казачью общину не так просто. Казачество — не только красивая форма. Прежде всего это безвозмездное служение Церкви, обществу, государству, помощь нуждающимся людям. В существующих реалиях соглашаются на такое не все.
Тем не менее Самойлов верит, что будущее у казачества в Нефтеюганске есть. Ведь не зря когда-то говорили предки: «Казачьему роду нет переводу». В ходу эти слова и у сегодняшних российских казаков.