Новомученики — святые, жившие недавно, и потому их опыт жизни и обретения святости особенно важен для нас. Собор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой — Патриарх Тихон. Он постоянно пополняется новыми именами. На сегодняшний день в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены 1760 пострадавших за православную веру.
Петербургский протоиерей Петр Скипетров — один из первых российских новомучеников XX века. Петр служил в Санкт-Петербурге, в Скорбященской церкви за Нарвской заставой. Первого февраля 1918 года он отправился в Александро-Невскую лавру для встречи с митрополитом Петроградским Вениамином. В тот же день в лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества. Красногвардейцы, грозя начать стрельбу, пытались выгнать монахов из обители. Народ не расходился, а престарелый протоиерей Петр Скипетров обратился к солдатам с пастырским увещеванием. В ответ раздались выстрелы, смертельно ранившие священника. Здесь, в Александро-Невской лавре, началась история мученичества России.
В конце марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном в Москве была совершена заупокойная литургия — первая служба, посвященная новомученикам, на которой и поминался убиенный петербургский протоиерей Петр Скипетров.
Неугасимый светильник истинной Христовой веры — священномученик Гермоген. К нему с большой любовью и уважением относился святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Временное правительство было недовольно мужественным епископом, и после Февральской революции 1917 года епископ Гермоген был назначен на кафедру в Тобольск (отправлен в ссылку). «Я искренне, от глубины души благодарю Всемилостивого Господа за пребывание и устроение меня именно в Тобольске, — писал епископ Патриарху Тихону. — Это поистине город-скит».
В январе 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства, ставивший верующих вне закона. «Братья христиане! — обратился святитель к тобольской пастве после издания декрета. — Поднимите ваш голос в защиту церковной апостольской веры!»
Служение владыки отличалось неослабевающим горением духа: процветала миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял епископ, он же руководил ими.
Во время пребывания в Тобольске царственных мучеников Романовых по его благословению в утешение им была принесена Абалацкая икона Божией Матери. На литургии владыка всегда вынимал частички за царскую семью, свято храня любовь к ней.
15 апреля 1918 года, на Вербное воскресенье, владыка назначил крестный ход, который собрал множество верующих. Со стен городского кремля хорошо был виден дом, где томилась в заключении семья Романовых. Владыка, подойдя к краю стены, высоко поднял крест и благословил августейших страстотерпцев.
В апреле 1918 года владыка был помещен в екатеринбургскую тюрьму. Несмотря на трудные тюремные условия и преклонный возраст, он был бодр духом, благодушно переносил испытания.
Вскоре святитель был перевезен в Тюмень, затем пароход «Ока» направился к Тобольску. Около полуночи с 15 на 16 июня большевики жестоко казнили владыку.
Священномученик Гермоген причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года.
Многострадальный русский Иов ХХ века — содержательная характеристика страстотерпца Николая Романова. Клевета, заговор, предательство ближайшего окружения, лишение царского престола, арест, заточение, издевательство, нравственные муки из-за гибели страны, смерть всей семьи, а затем уничтожение останков и поругание имени в течение всего ХХ века — крестный путь и страдания священномученика-царя. Много десятилетий история рассматривала его как политического лидера, забывая, что «сердце царево в руце Божией», что он — самодержец. Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.
Восхищение вызывает тот факт, что император уделял большое внимание нуждам православной церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто свыше 250 новых монастырей. Личное благочестие государя проявилось в канонизации святых: к лику святых были причислены, в частности, преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.).
Духовные мотивы, по которым последний российский государь, не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. «Если я помеха счастью России и меня просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — говорил государь.
От начала века двадцатого до его окончания — учащиеся воскресной школы прихода храма Святого Духа изучают священные страницы жертвенного подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые, терпя великие скорби, сохраняли в сердце мир Христов. Пережитые испытания были попущены Божественным промыслом, чтобы мы увидели страшную бездну без Христа.
Главный урок, который должен быть вынесен из опыта минувшего века: нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Проведенные в воскресной школе мероприятия (урок-презентация, викторина, диспут, просмотр фильма, гостиная, урок мужества, паломнические поездки в Тобольск, Ханты-Мансийск, на Ганину Яму) подтвердили: дети восприимчивы к теме исторической памяти. Учащимся нужно научиться чтить память претерпевших, изучать их наследие, ребят надо воспитывать в уважении к подвигу жертв гонений за веру.
Историк В.Ключевский справедливо отмечал: святые становятся для грядущих поколений путеводителями. Прославление их имен нужно России, чтобы Голгофа ХХ века не получила продолжение в веке идущем и наступило Пасхальное воскресение России. Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!