Ей 70. Доброе, приветливое лицо и вкрадчивый голос располагают сразу — хочется открыться, посоветоваться, спросить о наболевшем. Но вначале мы говорим об истории создания храма, о его внутренней, закрытой от посторонних глаз жизни, а уже потом — о собственном опыте и пути к Богу.
«Почему я пошла к Богу? — Анна Федоровна закрывает на мгновение глаза, словно возвращаясь в прошлое, на 36 лет назад. — Я сны начала видеть страшные: то землетрясение, то наводнение, а на третью ночь — конец света. Эти сны все повторялись и повторялись. Будто стою я на досочках деревянных, а вокруг меня бурлит все. И вдруг на небе икона Спасителя. У меня ее никогда до этого и не было, я даже не видела ее до тех пор. Стою и говорю: Господи, прости меня, грешную… Утром проснулась и думаю: какая же я грешная? Я вообще не грешная. И такие сны повторялись три раза. Я задумалась, стала спрашивать знакомых, мол, есть в Нефтеюганске храм какой?»
Тяжело было в те годы, храма как такового в городе не существовало. Службы проходили в маленьком балке в 11 микрорайоне, где устроили алтарь. Книг и православной литературы в ту пору недоставало, прихожанам приходилось ездить одалживать их в соседнем Пыть-Яхе. Но любопытство и тяга к вышнему взяли свое — Анна Федоровна начала посещать духовную обитель.
«Словно медом намазано было, так хотелось прийти. Однако помню, что собралась уже, взялась было за ручку двери — и осеклась: не пойду! Там петь заставляют! А я не знаю, что петь. Стыдно как! Это уже позже я во всем разобралась: и в песнях, и в молитвах. А потом к нам батюшка Николай приехал, такой молоденький, хорошенький, все хотел изменить, наладить, устроить. Начался ремонт и благоустройство Свято-Пантелеимоновского храма, православная жизнь в Нефтеюганске преобразилась», — рассказывает Анна Блинова.
Многому, со слов Анны Федоровны, они учились у настоятеля прихода Николая Матвийчука. Начиная с малого: как одеваться, как накладывать крест, как молиться, как петь. И заканчивая важными моментами, касающимися именно веры. Читали историю православия, слушали проповеди. Как говорится, нужно приложить много труда, и прежде всего — труда души.
На пути познания веры приходится расставаться со многими предрассудками. Увы, в качестве духовной пищи люди часто потребляют бесчисленные брошюры, не читая ни Священного Писания, ни трудов Святых Отцов, ни серьезных книг о церкви.
Храм Святого Духа — это не прос-то дом для молитв о насущном. В первую очередь это обитель веры и добра, храм мудрости, где верующий человек может получить ответы на самые разные вопросы.
«Раньше мы часто уезжали приложиться к святым мощам, паломничали по другим храмам и монастырям России, — вспоминает Анна Блинова. — Все там красиво и хорошо: соборы большие, на службах много священников и прихожан, красивые и богатые иконы… Но дома лучше! Приезжаешь сюда, в Нефтеюганск, с особой теплотой и любовью, как будто в отчий дом, в котором ты духовно родился и где ты по-настоящему счастлив».
Анна Федоровна приехала в Нефтеюганск из Самарской области совсем молодой 19-летней девушкой. И опять вопрос: что привело сюда, коли в Симферополе ждала сестра? Но потянулась на север за подружкой, а приехав в Нефтеюганск, не пожалела. Отдала городу 51 год своей жизни, здесь создала семью, родила и подняла троих детей, помогла вырастить четверых внуков и двоих правнуков.
Будучи ветераном прихода, Анна Федоровна знает много интересных историй, которые не иначе как знамением и не назовешь. Наблюдала, кстати, лично: то восьмиконечный крест на день Пантелеимона над храмом появился, то дождь отступает и дает верующим возможность встретить праздник при хорошей погоде…
«Был такой случай, — вспоминает Анна Федоровна. — Когда построили храм, в нем работали отделочники — штукатуры-маляры из Чувашии. И одна женщина из бригады призналась на службе, что уедет: руки сильно болят, устала. Жили они в общежитии. И как-то ночью проснулась она из-за того, что в комнату вошел молодой человек. Он закрыл форточку, присел на краешек кровати, взял ее ладони в свои и спросил: «У тебя руки болят?» — «Да». — «Больше не будут болеть, делайте храм, делайте». С этими словами удалился. Женщина очнулась: явь или сон — непонятно. Спрашивает своих сослуживцев: «Парня красивого сейчас не видели?» В общем, с утра пришли они все в храм, и батюшка начал им показывать иконы: этот, не этот? Оказалось, приходил святой Пантелеимон (от авт.: великомученик, врач, целитель, в честь которого был назван первый храм Нефтеюганска). Руки болеть перестали — храм доштукатурили».
Каждый приходит к своей вере сам, как и дорогу свою в жизни выбирает. Кого-то настигает беда — и он идет за поддержкой и советом, а кто-то ищет ответы на свои вопросы о православных канонах и традициях.
Впрочем, часто обыватели говорят: «Ты ходи в храм, молись, пос-тись, слушай духовника — и спасешься, а читать что-то и думать — впадешь в высокоумие, тщеславие и гордыню». Но этого не нужно бояться. Потому что гордятся и тщеславятся невежды, и они скорее люди образованные.
Ошибка, когда Бог становится не целью, а средством для жизни. Хотят люди, чтобы у них все было хорошо, и начинают за этим ходить в храм. Нужно, чтобы семья не распалась, — в церковь венчаться. Нужно, чтобы дети не болели, — окрестить, причастить. Чтобы не сглазили — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Пьет кто в семье — акафист Неупиваемой Чаше прочитать.
Православные же священники говорят: человек должен направлять свой труд для того, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а не на то, чтобы получить что-то от Господа.
«Всем выпадают испытания, каждый несет свой крест самостоятельно. Господь наш проверяет, кто на что способен. Когда мой сын Юрий умер, было очень тяжело. Я понимаю тех, кто, испытав трагедию, заводит себе кошечек, собачек или начинает пить с горя, от безысходности. Но когда-то храмов не было, а сейчас у нефтеюганцев есть храм! И какой храм! А если все в жизни будет хорошо и в радость, мы перестанем ценить нашу жизнь и то, что дает нам Спаситель…» — размышляет Анна Федоровна.
Что такое православие? Это есть истинное отношение человека к Богу, к миру, к ближнему, к самому себе. Право верить и жить по этой вере. А самое главное — своими делами доказывать, что он готов верить и служить своей вере.
Прошли времена, когда человек с пеленок попадал в христианскую среду, благодаря чему можно было стать христианином как бы по инерции. Время это ушло безвозвратно, и мир, нас сейчас окружающий, — это мир суеты и хаоса. В этих условиях хранение веры Христовой превращается в трудный и болезненный подвиг. Тем не менее это наша христианская обязанность, без исполнения которой мы не можем быть добрыми христианами.
«Вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков. Следовательно, для того чтобы понять, познать, усвоить веру, нужно по ней жить и повседневно действовать в духе веры, по заповедям Господним. Это как с музыкальным инструментом: недостаточно знать, из чего он состоит, нужно еще научиться играть на нем…
Юлия Чашникова