«Искренне рад тому, что я работаю в Нефтеюганских электрических сетях. Что причастен к такому жизненно важному делу — нести свет и тепло людям. Хочется гордиться собой, за заслуги перед филиалом, и гордиться филиалом, за заслуги перед обществом, перед потребителями», — говорит Евгений Чулаков, водитель филиала.
Дорога – неотъемлемый спутник шофера на протяжении всей его трудовой карьеры, но свой трудовой путь они начинали по-разному:
— От военкомата получил направление на обучение категориям «В» и «С». Это и определило все последующие события — всю службу я провел за рулем автомобиля ЗИЛ-131. Возил технический состав авиации — это персонал, который занимается обслуживанием авиационной техники. Конечно, мне хотелось летать, но судьба распорядилась иначе. Летать я мог, но только низко и исключительно по дорогам, — смеется Владимир. – Сразу после службы, в 1986 году, я приехал в Пыть-ях, осваивать, а может и завоевывать, Север.
Работать на Севере – не каждому под силу. В таких условиях ореол романтики, окруживший профессию водителя, легко разбивается о суровую реальность. Только искреняя любовь к выбранному жизненному пути и настоящее призвание способных сохранить огонь в душе и стремление сделать холодный край хоть чуточку теплее.
— Я родился в простой семье. Жили в Челябинской области, в совхозе Сарафановский. В один прекрасный день 1986 года родители решили поехать на север, чтобы заработать на машину. Да так и остались тут, — делится воспоминаниями Евгений. – Сначала жили у родственников, потом обзавелись собственным жильем.
В августе 1998 года кризис в стране побудил Евгения Валерьевича искать любые способы заработка. Возможно, именно тогда он и сделал первые, и самые главные в своей, жизни шаги по направлению к своей мечте – работать водителем большегрузного транспорта. Начинал с «ГАЗели», развозил товары народного потребления. Спустя год его отец позвал к себе в ООО «БАЛЫКЛЕС», работать на КАМАЗе. На протяжении нескольких лет Евгений занимался снабжением, возил муку, рыбу, запчасти, в общем — все подряд. Второй поворотный момент произошел в 2000 году, когда Евгений, по совету брата, решился устроится водителем в Нефтеюганские электрические сети и подал документы.
Трудовой день водительского состава филиала расписан по минутам. Начинается с ранними проблесками зари, а заканчивается иной раз и за полночь. Чулаков Евгений Валерьевич и Сасько Александр Владимирович — высокопрофессиональные шоферы с многолетним стажем, накопленным как в филиале, так и за всю свою трудовую деятельность.
— Ездил в Заводоуковск и Ялуторовск на уборку урожая, затем привозил овощи сюда. Спустя несколько лет определили меня на Черное море, обслуживать пионерский лагерь в поселке Тюменском, который рядом с Туапсе. Местная школа в то время служила лагерем для наших северных детей на летний период. Трест отправлял на поезде нужные материалы с Пыть-Яха, а в Туапсе их встречал уже я. Грузил в самосвал ЗИЛ-ММЗ краску, линолеум, стройматериалы, кисточки, мастерки, цемент. В общем, все для ремонта и подготовки школьного здания к встрече с детьми, — вспоминает Владимир. — Зимой обслуживал базу отдыха в Лермонтово, такие же, как и я – командированные занимались подготовкой базы к отпускному сезону: заливали дорожки бетоном, посыпали песком, высаживали саженцы, занимались ремонтом внутренних помещений.
Под южным солнцем и в ежедневных трудах пролетели два года его жизни. По окончании командировки Владимир вернулся в Пыть-Ях. Дома хорошо, но душа требовала путешествий.
— в 2001 году я решил сменить грузовой автомобиль на дальнобойный Вольво. Вплоть до 2010 года возил по России строительные материалы. Однажды с Ростова-на-Дону привез в Пыть-Ях буровую установку, а на Керченский пролив – трубы, — рассказывает Владимир Александрович. – В 2007 году со станции Юность комсомольская поселка Туртас на протяжении 400 километров по зимнику вез нефтяное оборудование на Усть-Тегусское и Урненское месторождения. Интересно было, повидал Россию, такую разную, многому научился в дороге. А с осени 2010 года, вот уже более 6 лет я тружусь в Нефтеюганских электрических сетях, развивая энергетику родного края.
Каждый из них имеет свою, особенную, историю жизни. Чулакова Евгения Валерьевича еще мальчишкой на Крайней Север привезли родители. В Пыть-Яхе прошла вся его жизнь, там он окончил школу, затем получил профессию и обзавелся семьёй.
У Сасько Владимира Александровича выбор профессии определил случай, а если быть точнее – армия. По окончании школы его призвали служить в ряды Советской армии, где по распределению был направлен в военно-воздушные войска. Там им был получен тот неоценимый первый опыт и навыки, послужившие путеводной звездой на жизненном пути.
Оба водителя работают в филиале уже давно, и за эти годы добились в профессии больших высот, ценятся руководством филиала как ответственные и крайне аккуратные водители. А свои навыки управления автотранспортными средствами с успехом демонстрируют не только на дорогах общественного пользования, но и на ежегодных соревнованиях профессионального мастерства среди водительского состава «Лучший по профессии».
— Самые первые мои соревнования были внутрисетевые, среди служб и РЭСов, — вспоминает Евгений. — Занял первое место в личном зачете среди водителей грузовиков. Я был очень горд за себя, что сумел победить, и тем самым подтвердить свой профессиональный уровень. Мое выступление помогло подняться на высшую ступень пьедестала и команде Мамонтовской производственной-технологической базы, в составе которой я и принимал участие.
А вот среди водителей легкового транспорта нет равных Владимиру Александровичу. Отличное знание теории, медицинской части и филигранное прохождение трассы, заслуженно приносят ему только первые места.
— Да, так вышло, что я – лучший водитель легковушек в НЮЭС, — с гордостью в голосе говорит Владимир, — может это звучит немного эгоистично, но из песни слов не выкинешь. Конечно, на уровне АО «Тюменьэнерго» бывало и четвертое место, в этом году третье занял. Конкуренты сильные, тут ничего не скажешь. Но я всегда стремился достичь только призового места, поэтому очень много тренировался. Участвовать ради простого участия – это не про меня.
Юношеский задор и огонек в глазах, для наших героев это – не напускное. Их общий рецепт счастья очень прост: надо чтобы работа была делом всей жизни. Когда сбываются мечты, пусть простые и не затейливые, жизнь представляется более яркой и насыщенной. Что касается примет или «фенечек» на счастье, то здесь все просто у водителей Нефтеюганских электрических сетей — их просто нет. Постоянная практика, любовь к работе и опыт – вот три кита, на которых строится профессиональная деятельность водителей филиала, их неизменный девиз: «Главное – верить в себя и собственные силы, смело идти вперед».
Ирина Молоканова