К беседе присоединились специалисты здравоохранения, социальной защиты населения, реабилитационных центров и другие. Задача — усовершенствовать дорожную карту для родителей особенных детей.
«Наша цель сегодня — выявить такой эффективный маршрут для родителей, только что узнавших, что их ребёнок с ОВЗ. Важно, чтобы они не оставались с проблемой один на один, а знали о мерах поддержки, которые есть в округе. Например, с чего начинать и куда обращаться. Необходимо как можно раньше начать заниматься с ребёнком. Чтобы уже к дошкольному возрасту у него были сглажены нарушения», — пояснила Наталья Киосе, директор НКО «ЦДО «Веста», Сургут.
В округе больше 150 различных услуг. Но не все из них востребованы, не обо всех знают родители. Задача специалистов — определить эффективные и заменить устаревшие. В планах также выйти с предложением о внедрении сертификата по типу ПФДО, но для узких специалистов: психологов, дефектологов, логопедов. Их не хватает, и родителям приходится обращаться в частные клиники, что очень дорого.
У Анастасии Костровой два особенных ребёнка: 14-летний сын и пятилетняя дочка. Говорит, если бы в коррекционный сад они пошли не с пяти лет, а хотя бы с трёх, таких проблем со здоровьем, как сейчас, можно было бы избежать. Необходимы ранняя диагностика и начало коррекции, уверена женщина.
«Сейчас занимаюсь открытием своего детского центра для особенных детей, — поделилась Анастасия. — В городе большой дефицит нейропсихологов, дефектологов. Я таких специалистов нашла, собрала достаточно большую команду, и мы начинаем работу. А благодаря тому, что мы стали поставщиком социальных услуг, часть их родители смогут получать бесплатно. Ну а в будущем хочу открыть коррекционный сад-школу, где будут соблюдены все нормы и условия для качественного развития таких детей».
В Нефтеюганске сейчас порядка 400 детей с ОВЗ. По словам директора муниципального департамента образования Татьяны Лямовой, в городе открыто 12 дошкольных групп и 17 учебных классов. В каждом образовательном учреждении есть психологи, дефектологи и логопеды. И если, к примеру, ребёнку пришло время поступать в школу, а по месту жительства нет специального класса, то вопрос будет решаться индивидуально. Либо, в случае большой потребности, сформируют новую группу, либо предложат место в школе поблизости.
После этой встречи Нефтеюганск станет пилотной площадкой для проекта. По поручению губернатора Югры сопровождаться он будет публично. И если его реализация станет востребованной и эффективной, то опыт распространят по всему региону.