Тема для размышления
Недавно в социальных сетях обнаружила заметку-возмущение коллеги из одного популярного федерального издания. В основу своего размышления она взяла опыт друга, который последние годы ищет места для отпуска, где нет маленьких и не очень маленьких детей. Вот выдержки из заметки.
Друг написал пост о том, что готов доплачивать за отдых без детей. Друг — тихий, воспитанный человек, я не представляю себе его, делающим замечание, да и просто вслух возмущающимся.
И тут я задумалась. В последнее время что-то произошло в публичном дискурсе по отношению к детям. Например, во времена моего детства, если бы я годиков в пять залезла с ногами в тележку супермаркета — имела бы по меньшей мере горшок с геранью на голове вместо шапочки. От мамы. Детей моего поколения учили и воспитывали как-то иначе. Недавно говорила с одной школьной учительницей — математиком с тридцатилетним стажем преподавания. Я сама ее до смерти в детстве боялась и очень уважала.
— А им теперь ничего сказать нельзя, ни слова! Какое воспитание? Мы — сфера услуг, обслуга. Они с первого класса начинают качать права, пишут кляузы и снимают видео с обязательным разбором.
Мне всегда было приятнее думать, что это новое поколение — свободнее нас, лучше нас. Но я смотрю периодически в общественных местах на поведение детей и мам — кровь стынет в жилах. Когда, с каких пор и почему распущенность стала социальным трендом? В какой момент дети сделались, словно хрустальная ваза? Их нельзя одергивать, нельзя делать замечания? Книги им — лишняя информация (модные психологи хором воют), традиционное воспитание им — абьюз.
И когда уже войдет в моду сидение на родительской голове, в буквальном смысле? Уверена, что и до этого доживу.
Тема вызвала широкий отклик среди читателей автора и только к оригинальному посту тысяча комментариев: одни за детей и вседозволенность, другие против равноправия и детского культа в обществе.
Разместив на своей странице в социальных сетях данный текст, я тоже столкнулась с полярными мнениями подписчиков.
Nika Adriana:
-А не проблема ли это поколений? И отсутствие правильных инструментов коммуникации? Ни один ребенок в мире не хочет быть плохим, развязанным подонком.
Аида Колесникова:
— У меня двое детей: 14 и 20 лет. Но я иногда сама подумываю о доплате за поезд или самолет без детей.
Психотерапевт из сети:
— Главное, что нужно воспитать в ребенке, — это чувство собственного достоинства и уважение ко всем, независимо от возраста и положения. Учителей это касается в первую очередь. Ребенку нужно с ранних лет прививать почтение к учительскому труду. Отсутствие авторитетов в школе — абсолютная катастрофа!
Но в тоже время ребенок должен уметь защищаться, независимо от того, кто его обижает и каково положение обидчика. Порой транслируя ребенку мессендж «учитель всегда прав», вы лишаете его возможности защищаться, тем самым давая понять: прав тот, кто в данной ситуации сильнее (старше, выше по рангу). Поэтому терпи. Хорошо ли это для неокрепшей психики? Нет! Это однозначно неверный мессендж, тем более, если он получен от самых значимых для ребенка фигур — от родителей!
Ольга Стародуб:
— Однажды сделала замечание пятилетке, начавшей копаться в моих продуктах на магазинной ленте (почему-то именно в супермаркетах концентрация оголтелости повышенная). И тут же начала орать ее мамаша, стоявшая рядом.
Считаю, если окружающие будут делать замечание, давать достаточно резкий отпор таким мамам и их детям, градус этой дури можно снизить хотя бы благодаря инстинкту самосохранения.
Irina Gubernatorova:
— У меня трое детей разных возрастов: 19, 14 и 8. Хочу я или нет, но приходится вращаться в школах, кружках, на тусовках разных. Я не вижу хамства, распущенности и вседозволенности. Вменяемые родители наказывают за провинности и превентивно читают лекции о приличном поведении. А беспардонные мамашки-хабалки с распущенными чадушками были и раньше, есть и сейчас.
Светлана Лебеденко:
— У нас под окнами, вопреки всем нормам, сделали детскую площадку.Я во всех «прелестях» наблюдаю нынешнее воспитание детей.Родители поощряют все: поломку веток на деревьях в палисаднике,бешеные вопли деточек в семь утра,хождение в туалет под окна и т.д. Теперь я знаю,как надо проклинать людей: «Чтоб ты всю жизнь жил возле детской площадки»!
Роман Тхакохов:
— Не знаю, как у вас в больших городах. У нас в сельской местности дети как дети. И в огороде работают, и за скотиной ухаживают, и с ремонтом дома помогают.
Анна Кривокрысенко:
— Дети стали хрустальной вазой в тот момент, когда на них стало можно зарабатывать: в платных кружках, секциях, на занятиях по иностранным языкам, занятиях с психологом. Многие дети проводят отпуск заграницей, им приобретают брендовую одежду, гаджеты… То ли дело в советское время: батон со сливочным маслом и вареньем дали в руку и беги на улицу.
Дмитрий Смирнов:
— А еще мода появилась, что до 3-х лет нельзя ребенку ничего запрещать. За это время ребенка так разбалуют, что он становится неуправляем. Что из него вырастет?
Анна Атрошенко:
— Свободный ребенок и невоспитанный — это не синонимы. Синонимами это сделали тетки и дядьки, которым проще объявить себя современными родителями, чем просто орущему в самолете ребенку книгу почитать.
За профессиональным комментарием я обратилась к психологу, социальному педагогу Марине и воспитателю детского сада Татьяне.
Марина Солотова, педагог, семейный психолог, социальный педагог:
— На мой взгляд, автор статьи напрочь перепутала понятия. «Качать права» и «распущенность» — это разные вещи. Да, у детей есть права. Закрепленные, между прочим, в международной Конвенции по правам ребенка, под которой стоит подпись и России тоже. И слава Богу.
Если учитель считает себя обслугой и очень недоволен тем, что дети с первого класса знают свои права и настаивают на их соблюдении — это плохой учитель. Бояться и уважать одновременно нельзя, это взаимоисключающие понятия. И очень хорошо, что современные дети учителей не боятся. Потому что страх — это плохой спутник обучения и воспитания. От него потом долго лечатся. Или не лечатся, считая его нормальным механизмом воздействия на того, кто младше и слабее.
Современные дети нормально воспринимают человеческую речь. Если это речь, а не истеричные вопли, которыми грешили некоторые советские учителя. Мой сын категорически не выносит повышенного тона и может с первого класса сказать учителю: «Не надо на меня кричать». И я не считаю это преступлением или распущенностью. Это нормальная реакция человека на попытку его унизить. И да, нам всем надо понять, что у нынешних детей есть возможность снять конфликт на камеру своего телефона с целью его дальнейшего разбора.
Дети всегда были для нормальных людей хрустальной вазой. Потому что они — дети. Значит, менее защищены. Значит, без опыта общения с миром вообще и с конкретным его представителем в частности. Просто замечания можно делать по-разному. Когда моему Ваньке было 5 лет, мы ехали с ним в поезде. Я реально не справлялась, мой парень был неуправляем. И тогда ехавший с нами пожилой армянин спросил у меня: «Можно, я с ним поговорю?». Он почти шепотом за минуту объяснил моему сыну, как надо вести себя рядом с людьми. С тех пор у меня нет проблем. Не думаю, что против такого «замечания» мамы будут возражать.
Да, есть мамы, которые сами не видят границ и не учат этому детей. Они всегда были. Но это не значит, что мы имеем право надевать горшки с геранью на головы их детям. И они сами, кстати, не имеют на это право.
И место бабушкам надо уступать не потому, что есть угроза часовой лекции, а совсем по другой причине, которую и должны объяснить мама или папа.
Новое поколение лучше нас. Просто мы еще об этом не знаем
Что имеет в виду автор под «традиционным воспитанием» я не поняла. Одергивание посторонними людьми? Горшок герани на голове? Страх перед учителем? Если все это, то очень хорошо, что такие «традиции» уходят в прошлое.
Это новое поколение на самом деле свободнее нас, лучше нас. Они знают, как доказать свою невиновность. Они не хотят бояться учителей, родителей, тетю Машу из соседнего подъезда. Их не исключали из пионеров за ношение крестиков. Не обсуждали на совете отряда за страшное преступление — неявку на коммунистический субботник. И они разные. Поверьте, зажатых до предела детей, которые не решаются постоять за себя и предпочитают разговаривать шепотом, тоже достаточно. И откровенно наглые, не знающие границ и ограничений, тоже есть. Никуда от этого не деться, но первых куда больше.
Татьяна Гришина, воспитатель детского сада:
Сегодня не «учитель всегда прав», а родитель и ребенок. Родители подозрительны и требуют постоянного внимания к ребенку, похожего на тотальную слежку. Уже в старшей и подготовительной группе детского сада дети знают свои права, но эти знания — однобоки. И превращаются зачастую в жалобы в одностороннем порядке и чаще — необъективны. Я считаю, что сама сегодняшняя система перегибает палку и взращивает детей с повышенными требованиями к себе. Когда ребенок знает только о своих правах, но не в курсе своих обязанностей, есть риск, что в скором будущем появится поколение, которое думает только о себе. На мой взгляд, эгоцентризм — большая проблема для общества.
Классическая ситуация «отцов и детей» сегодня приправлена ювенальной юстицией, движением «чайлдфри», уполномоченными по правам ребенка, вездесущим общественным мнением и, конечно, многочисленными обсуждениями в социальных сетях. А ценностных ориентиров сегодня так много, что не только ребенок, но и взрослый не знает на кого равняться. А как считаете вы? Действительно ли наши дети стали такими распущенными и неуправляемыми или это нетерпимость взрослых и так было всегда? Приглашаем вас к обсуждению в наши группы в социальных сетях: Вконтакте и Одноклассники.