«В детстве я мечтала стать гимнасткой», — признается Анна Михайловна, Настина мама. Вот только денег у семьи Воронцовых в 1990-е не хватало даже на купальник, перебивались с копейки на копейку.
Потом, конечно, Аня начала подрабатывать сама: то помогала поч-тальонам газеты разносить, то с соседскими детьми сидела. Накопила небольшую сумму на спортивную форму, стала тренироваться.
«Но мне было уже тринадцать, а чем позже начинаешь заниматься, тем меньше надежд на большой спорт. Тренер сказал — момент упущен. Теперь все мои надежды на дочку. Верю, у нее все получится», — поделилась Анна.
Невольно задаешься вопросом: а нужно ли все это Насте? Казалось бы, такой юный возраст, девочке в куклы бы играть да раскрашивать картинки, а у нее уже четвертая тренировка за неделю.
«Устаю, — вздыхает Настя. — Но мама говорит: буду стараться — стану чемпионкой».
Нужно ли воспитывать маленьких чемпионов с пеленок? Многие родители считают: чем раньше ребенок начнет всесторонне развиваться, тем большего успеха он добьется. Это касается не только спорта, но и других развивающих занятий: иностранных языков, музыкальной школы, театрального кружка. Верны ли такие суждения? Подробнее об этом расскажет педагог-психолог детского сада № 32 «Белоснежка» Инна Боровкова.
«Универсального ответа на вопрос, нужны ли ребенку в столь раннем возрасте дополнительные занятия, конечно, нет: нельзя грести всех под одну гребенку. Каждый ребенок индивидуален, и то, что хорошо одному, может не подойти другому. Однако, если малыш по возвращении из детского сада полон сил и активен, от дополнительного развития ему будет только польза», — считает Инна Юрьевна.
Доказано: приучение к тому, что, кроме просмотра мультиков и игр в куклы и машинки, в свободное время можно заниматься другими увлекательными делами, развивает в ребенке дисциплинированность и самостоятельность. Научившись четко распределять свое время, малыш и в будущем, после школьных уроков, не будет бездельничать и лениться.
Главное для родителей — быть внимательными и не перегружать своего ребенка. Занятия, даже самые правильные и хорошие, — это дополнительная нагрузка на растущий организм.
Составьте вместе расписание, включающее достаточное время для сна, прогулок, игр, а потом найдите в нем свободные окошки. Есть активные дети, которые могут успевать все и получать от этого удовольствие.
Если сил и желаний хватает, почему бы и нет? Просто важно понимать, что не каждый ребенок на это способен.
«Начните с двух раз в неделю, выделяйте на занятие по 30 минут, а дальше смотрите за реакцией ребенка. Если видите, что малыш доволен и это для него в радость, продолжайте давать ему возможность узнавать мир с разных сторон», — говорит психолог.
Очень важно, чтобы родители внимательно наблюдали за тем, что увлекает малыша. Ребенок по своей природе интересуется многим, и задача взрослых — направить его в нужное русло и развить его интерес.
«Внимательный родитель может увидеть предпочтения ребенка с ранних лет. Что он любит больше всего? Во что играет, о чем рассказывает? Понаблюдайте за ним и вместе выберите идеальный для малыша кружок. Пусть это будет то место, которое он станет посещать с удовольствием. Ребенок сможет не только заниматься любимым делом, но и найти друзей с похожими интересами», — советует Инна Боровкова.
Желание ребенка должно быть главным фактором, уверена психолог. Некоторые мамочки пытаются занять малыша всем, чем только можно. Вот и получается, что в понедельник и четверг у сына гимнастика, во вторник и пятницу — плавание, в среду — кружок конструирования, а хочется, чтобы еще и английский учил.
В итоге малыш перегружен, все время сонный, неактивный, капризничает и не хочет ничем заниматься. И даже если у такого ребенка есть способности, он не может их использовать, потому что не хочет. Это происходит оттого, что родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, сами того не желая, включают у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.
«Не стоит забывать, что у маленького человечка впереди вся жизнь. Взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда. Пусть у него будет время на игрушки и отдых», — отмечает Инна Юрьевна.
Нередко бывает так, что вроде бы особых предпочтений у малыша нет, кажется, что он ничем не интересуется. Надо ли в таком случае отдавать его в какую-либо секцию или лучше предоставить ребенку свободу? Правильно ли будет сделать выбор за него? Инна Боровкова считает — попробовать нужно.
«Ходите на мастер-классы, пробные занятия — это прекрасный способ получить новые впечатления, расширить кругозор ребенка, узнать, к чему у него лежит душа. Ведь если не попробуешь, как понять, твое это или нет? Методом проб и ошибок найдете то, что сможет малыша увлечь. Если нет — новый опыт тоже не будет лишним», — говорит педагог.
Кроме того, сейчас в детских садах активным спросом пользуются дополнительные услуги. Это разнообразные кружки, занятия в которых входят в режим дня детсада. И выбор широк: ритмическая гимнастика, иностранные языки, шахматы, декоративная лепка, хореография, лего-конструирование, роботехника и многое другое.
Можно выбрать один-два, а то и больше кружков, попробовать себя во многих направлениях. А потом, определившись с интересами, заниматься понравившимся делом уже за пределами детского сада.
Не стоит забывать, что увлечение ребенка должно соответствовать его возрасту.
А вот отдавать сына или дочь в большой спорт, едва те начали делать первые шаги, бессмысленно, да и небезопасно: для многих видов спорта дошкольнику нужно физически окрепнуть. Кости и мышцы ребенка окончательно сформируются лишь к пяти годам. Чрезмерные нагрузки до этого возраста могут привести к неприятным последствиям, например к сколиозу.
Зачастую детишкам до пяти лет достаточно легких нагрузок и активных игр. Исключение — плавание и гимнастика, благодаря которым у ребенка укрепятся мышцы, исправится осанка, улучшатся гибкость, выносливость, иммунитет.
Зато довольно рано вы можете начать обучать малыша иностранным языкам. Психологи утверждают, что с двух до девяти лет у ребенка формируются все основные речевые навыки, и его мозг наиболее склонен к изучению любых языков. Полезно детям заниматься и творчеством — это развивает воображение и мелкую моторику.
А когда ребенок станет чуть старше, для него откроют двери музыкальная школа и театральный кружок. Там детей принимают с шести лет.
Делаем вывод: дополнительные занятия не лишают ребенка детства, а помогают сделать его еще интереснее. Главное — дать малышу возможность самому решить, как использовать свое свободное время. Не навязывать собственное мнение, не пытаться через детей реализовывать свои мечты, не ориентироваться на моду и советы других родителей. Занятия должны приносить ребенку радость, тогда и легкая усталость будет в удовольствие. Но и перегружать малыша нельзя, пусть у него остается много времени и сил на любимые игрушки.