Тема любви, влюбленности для подростков не просто актуальна, она является ключевой. Любовь становится настоящим испытанием и для самого влюбленного, и для его родителей. Для подростков — в силу их неопытности, а для родителей — из-за неожиданности. Через все это подростку нужно пройти, чтобы обрести опыт близкого общения, стать действительно взрослым человеком.
Подростковая влюбленность — это проблема в жизни ребенка, которую родители должны предотвратить? Или удивительный этап в жизни сына/дочери, к коему нужно отнестись особо?
Вспоминается замечательный советский фильм по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось». В картине мама из страха за будущее своего ребенка прилагает все усилия, чтобы отвлечь сына от его первой любви — обманом, шантажом, манипулированием. А ведь родителям необходимо понимать, насколько важен романтический этап в жизни молодых людей; они об этом знают не понаслышке, а на собственном опыте. В такой период важно, чтобы рядом был тот, кто поддержит, подскажет, как надо себя вести, даст ответы на сложные вопросы. И самое главное — не оттолкнет.
Когда ребенок влюбляется, у него в голове происходит резкая смена приоритетов. Раньше он мог учиться, чему-то посвящать свою жизнь, но с данного момента главным приоритетом является влюбленность, и мы, взрослые, должны отнестись к этому с пониманием. Сделать это легче, зная особенности подросткового возраста.
В 11-12 лет у ребенка появляется чувство взрослости, интенсивно развивается тело, повышается гормональный фон — все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Постепенно исчезает непосредственность общения с противоположным полом, появляется скованность либо стеснительность. Происходит процесс идентификации: мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка — женщиной.
Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает причудливые формы. Общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается. А проявлять любовь и нежность подростки опасаются, ибо такое поведение подвергается насмешкам со стороны сверстников.
Именно поэтому чувства подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности, например в «дергание за косички». Но это и есть форма привлечения к себе внимания. И девочки обычно это осознают и не обижаются, а сами демонстрируют свое внимание игнорированием объекта симпатии. В этом возрасте легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен.
Важно помочь подростку осознать свои чувства. Подсказать ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.
Подростки в возрасте 13-15 лет общаются уже более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям. Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень насыщенным, и ему придается большое значение.
Именно такая привязанность волнует родителей. Многие из них предполагают, что предмет страсти может сбить их ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого человека подростки совершают невероятные глупости, о коих потом долго жалеют. Потому родители недовольны начавшимися свиданиями детей, их поздними возвращениями домой.
Тревожась, мы совершаем непоправимые ошибки в отношениях с подростками. И все из «лучших побуждений»…
В период подросткового становления ребенка родителям стоит запастись терпением и пониманием. Нужно быть очень осторожными, чтобы в этот период не испортить отношения, ведь их будет сложно наладить. Привычные тактики взаимодействия с ребенком могут не сработать и даже вызвать недопонимание и обиды, которые уйдут постепенно в подсознание. Это может изменить отношения ребенка со своими родителями.
Первые отношения отличаются особой ценностью. И ребенок будет бороться за их сохранение даже с близкими людьми. Не нужно читать нотации и нравоучения, критиковать объект влюбленности — все это бесполезно. Подросток будет видеть в родителях людей, абсолютно его не понимающих. Он нашел сокровище и дорожит им, а в ответ ему говорят, мол, все это глупости и они ничего не стоят.
Для того чтобы мир и согласие в семье не нарушались, следует бережно относиться к чувствам подрастающего поколения. Даже если мы видим какие-то недостатки, можно попробовать очень аккуратно, на примерах указать на них, а иногда лучше просто промолчать. Стоит дождаться того момента, когда пик влюбленности пройдет, ребенок будет более объективно смотреть на вещи, и тогда уже можно с ним серьезно поговорить.
Очень важно перед беседой с ребенком определиться в тех жизненных приоритетах, которые мы ставим для себя и для него, и донести до подростка ту мысль, которой мы хотим с ним поделиться.
Полезно познакомиться с объектом влюбленности и общими друзьями. Важно действовать максимально деликатно, не нужно ставить какие-то условия. Надо найти повод: предложить позвать на какое-то мероприятие, день рождения, семейный праздник — и тогда посмотреть и поближе узнать. А не обращаться в социальные сети для изучения информации о возлюбленном своего чада.
Современные отношения несколько отличаются от принятых двадцать-тридцать лет назад. Молодежь обладает разрозненной информацией о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но эти знания исключительно теоретического характера.
Задача родителей — объяснить, что такое сексуальное развитие и поведение. К каким последствиям приводят ранние интимные связи. Какие существуют способы обезопасить себя от нежелательной беременности и половых инфекций. Какую ответственность несет юноша за свое здоровье и здоровье девушки, вступая в близость.
Для ребенка, каким бы взрослым он ни считал себя, важно получить понимание и поддержку семьи. Дом должен сохранять статус безопасного места, где подростку всегда рады, его могут выслушать, предложат ценный совет, укажут на возможные ошибки и помогут найти способ их разрешения.
Подростковая влюбленность — замечательная школа, через которую все должны пройти и которая помогает ребятам становиться взрослее. Ведь влюбленность — это кризис, переоценка ценностей. Это изменение ребенка, изменение поведения, самооценки, оценки окружающих.