Север позвал многих. Энергичные, деятельные, волевые — такие люди нужны были Западной Сибири. Вести добычу нефти в здешних экстремальных условиях в период начала освоения было под силу только героям, как и защищать людей и производство от пожаров.
В 1961 году в Сургуте создали подразделение по борьбе с пожарами — 1-й отряд пожарной охраны. В его состав вошли юганская часть № 2 и пойковская № 10. А также Правдинский отряд, возглавил который Николай Николаевич Кручков, приехавший из Баку. Затем его сменил Алексей Максимович Столяров из Уфы.
Это были настоящие профессионалы. Обучали они пожарному делу основательно. Благодаря их высоким деловым и личностным качествам удавалось справляться с пожарами, коих в те годы было немало. Размещалась пожарная часть в пристрое к поселковой столовой (только в 1972 году она обзаведется собственным зданием). В штате числилось 55 человек, автопарк же насчитывал всего четыре машины.
В 1969-м, после окончания Свердловского пожарно-технического училища, в отряд прибыл новый сотрудник — Юрий Коновалов. Обстановка была сродни боевой. «Тогда буровые часто горели, — вспоминает Юрий Федорович, — технологии были пожароопасными… Но мужества и отваги пожарным было не занимать. Часто горели и дома…»
Трудились все с неимоверным напряжением сил, однако молодость брала свое — дружили, влюблялись, женились. Появлялись на свет Божий дети, родители радовались первым шагам малышей, первым словам — «мама», «папа». Первенец Юрия и Валентины Коноваловых, Дима, родился в 1971 году, тогда же они получили первую квартиру в Нефтеюганске. Дочь Ольга родилась в 1976-м.
Жизнь налаживалась, складывалась и карьера. В 1983 году Юрий Федорович возглавил военизированную пожарную часть (ВПЧ) № 54, в 1993-м — 6-й отряд Тюменской пожарной охраны. В руководители не рвался: его принцип — «надо было делать дело», а карьера уже как следствие жизненной позиции. Коновалова называли вредным, задиристым, но признавали его правоту. Себя Юрий Федорович считал государственным человеком.
37 лет отдал он пожарной службе. Опасных ситуаций за годы работы было немало. Но благодаря мастерству, натренированности людей, знанию производства (а этому тогда уделяли большое внимание) удавалось справляться и удерживать ситуацию под контролем. 22 июня 1990 года в Каркатеевы от удара молнии загорелся резервуарный парк. «Сутки 60 пожарных держали ситуацию, потом подъехали нефтяники, — в голосе Юрия Федоровича звучит неподдельная гордость. — На ЛПДС «Сентябрьский» серьезный пожар был, погиб начальник ЛПДС. В течение одного рабочего дня потушили…»

В 1995-м подполковника внутренней службы Коновалова отправили в командировку в Грозный. За блестящее выполнение задания (потушили пожар на пятитысячных резервуарах, спасли имущество) наградили орденом Мужества. В сводном отряде, штаб которого возглавил Юрий Федорович, весь состав был сохранен.
И это не единственная награда. Есть также медали за выслугу лет, несколько юбилейных и 62 поощрения за безупречную службу.
После выхода в 2003 году на пенсию, в звании полковника внутренней службы, Юрий Коновалов продолжил трудиться на частном предприятии: готовил материалы по новым объектам (с обоснованием, что не сделано по пожарной безопасности), читал лекции по пожарно-техническому минимуму на предприятии противопожарных работ. «О себе могу сказать: в целом жизнь удалась — и в карьере, и в семье, и в учениках», — говорит Юрий Федорович.
А о чем жалеет?
«Пожарная служба потеряла некоторые важные функции: ушли профилактика, приемка объектов. Если бы не это, трагедий, подобных тем, что произошли в «Зимней вишне» или «Хромой лошади», не было бы, — отмечает пожарный со стажем. — В наше время нас более серьезно учили работать в пожарной охране. При таких пожарах с нас жестко спрашивали результат тушения и учили технологии производства, что давало возможность грамотно потушить пожар.
Сейчас пожары становятся все более сложными для тушения, так как быстро и непрерывно растет концентрация материальных ценностей на единицу площади. До недавнего времени многое решалось в основном с позиции накопленного опыта и интуиции. Однако сложность и масштабность требуют глубоко продуманных, научно разработанных методов».
Беспокоит его и судьба молодежи. Выпускников вузов не трудоустраивают. Не секрет, что по специальности у нас работает очень мало выпускников. Рынок труда сузился, обмельчал. Выпускникам приходится крутиться, чтобы заработать на жизнь. Карьерная и творческая самореализация откладывается раз за разом чисто по бытовым причинами.
Переживает он и о том, что разорвалась связь поколений. А она должна быть. Человека советской закалки Юрия Федоровича Коновалова не может не волновать все, что происходит в родной стране и за ее пределами. Этот глубоко неравнодушный, беспокойный и честный человек, столько лет несший нелегкую ношу руководителя — не только по обязанности, но и, как тогда говорили, по зову сердца, — живет мечтой, что из всех испытаний Россия выйдет обновленной и еще более сильной.
Он интересуется историей, любит общаться с детьми и внуками, возиться на даче и не собирается никуда уезжать из ставшего родным Нефтеюганска. Покидает его лишь на время, навещая семью сына в Санкт-Петербурге и свою малую родину — Ханты-Мансийск, где родился и вырос. Он потомок крепкого рода (сибирских и молдавских хозяйственников), «военный во втором поколении», по его словам. Сын, кстати, морской офицер запаса. Возможно, военным станет и внук, полагает Юрий Федорович. Как бы то ни было служить своему Отечеству — это для рода Коноваловых главное.
Фото из семейного архива Ю. Коновалова