Warning: Undefined array key "_wpupa_attachment_id" in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Сегодня в учреждении 140 сотрудников, около 80% из них — медицинские работники: фельдшеры и врачи. Кроме них на станции работают специалисты планово-экономического отдела и отдела подготовки кадров, бухгалтеры, уборщики. А вот водителей автомобилей скорой помощи приходится нанимать в сторонних организациях. В Нефтеюганской скорой так было всегда.
На протяжении девяти лет станцией скорой помощи в Нефтеюганске руководит Александр Мошкин. С приходом молодого энтузиаста работа станции заметно улучшилась. Еще несколько лет назад фельдшерские и врачебные бригады были вынуждены отправляться на вызовы в старых уазиках. Сегодня же, помимо «газелей», в автопарке скорой шесть автомобилей марки Mercedes, которые в рамках государственно-частного партнерства учреждение получило в конце 2016-го.
Улучшилось и оснащение станции. Это касается и материально-технической базы (бригады скорой помощи укомплектованы в соответствии с приказами Минздрава), и обеспеченности препаратами. Так, при оказании помощи пациентам с инфарктами миокарда врачи сегодня используют препарат «Метализе», повышающий выживаемость и сокращающий процесс восстановления пациентов. Ирина Александровна подчеркивает, что сердечно-сосудис¬тые заболевания по-прежнему остаются самыми распространенными, а потому крайне важно иметь препараты для проведения пациентам первого этапа высокотехнологичной помощи.
При этом врачи нефтеюганской скорой помощи активно взаимодействуют с сургутским кардиоцентром. А это значит, что в случае инфаркта миокарда еще в Нефтеюганске пациент получит специализированную первую помощь и, в большинстве случаев минуя НОКБ, отправится на лечение в Сургут. На все — не больше полутора часов. «Мы делаем своего рода базу, для того чтобы пациент попал сразу в операционную кардиоцентра, — рассказывает заместитель главного врача. — Получается, что через два часа после инфаркта человек уже прооперирован. Соответственно, мы получаем меньше осложнений, а через две-три недели пациент вообще забывает о том, что у него был инфаркт».
После звонка в «03»
Особое место на скорой помощи занимает круглосуточный оперативный отдел. На его контроле четыре телефонные линии, которые никогда не остаются без присмотра, — три «03» и телефон 112. Принять звонок здесь обязаны в течение 30 секунд. «У нас есть определенное «дерево вопросов», и пациенты часто недовольны тем, как много у них спрашивает диспетчер, — сетует Ирина Александровна. — Но нужно понимать, что принимающий вызов, не видя пациента, должен четко определить, какую бригаду ему необходимо выслать».
Специализированных бригад, как, например, в городах-миллионниках, в Нефтеюганске нет. В структуре нашей скорой два типа бригад — фельдшерская и врачебная. Первый тип состоит из двух фельдшеров — специалистов со средним медицинским образованием, умеющих оказать медпомощь по симптомам. Врачебная же бригада, состоящая из врача и фельдшера, выявляет причину того или иного состояния.
На сегодняшний день медицинское учреждение полностью укомплектовано специалистами со средним образованием, с врачами вопрос обстоит сложнее. При этом заместитель главного врача станции подчеркивает, что скорая помощь — единственное звено в здравоохранении, где грань между фельдшером и врачом с годами стирается. «Фельдшер, отработавший на скорой 20 лет, точно заслуживает диплома, — убеждена Ирина Александровна. — Разноплановые вызовы без определенной спецификации не дают мозгу, что называется, засохнуть. И фельдшер, и врач, выезжая на вызов, никогда точно не знают, что их ждет, соответственно готовы ко всему».
Круглосуточно в медицинском учреждении дежурят восемь бригад скорой помощи и одна «поперечка» — так называют пиковую бригаду со сменой с 11 до 23 часов.
О любом новом вызове оперативный отдел сообщает через специальный программный комплекс, установленный на станции. У каждой бригады есть планшет, куда поступает вызов. Программа фиксирует время приема вызова, которое изменить невозможно, записывает весь телефонный разговор. Сообщение дублируется и по громкой связи. После поступления сигнала у бригады есть всего две минуты на то, чтобы взять в оперативном отделе чемодан-укладку и выехать. На любой вызов бригада берет с собой фельдшерскую сумку весом 9 кг, кардиограф и кислородный аппарат, в зависимости от случая приходится брать носилки и чемодан для реанимации весом 10 кг.
Количество вызовов скорой помощи напрямую зависит от сезонности. В пик заболеваний ОРВИ и ОРЗ их может быть до 200 в сутки — больше 20 вызовов на одну бригаду. «При этом мы не берем в расчет звонки из разряда «подскажите телефон поликлиники», — уточняет Ирина Сковбель. — Увы, подобными звонками горожане часто занимают линию». В среднем же за сутки происходит около 100-120 вызовов, т.е. около 40 тысяч в год.
Норматив доезда скорой до пациента в безотлагательном случае для Нефтеюганска составляет 20 минут. Временной промежуток утвержден Минздравом России. По статистике, в 93% случаев нефтеюганские врачи скорой помощи в норматив укладываются.
«Есть вызовы, относящиеся к отсроченным. Такие либо могут подождать до двух часов, либо перенаправляются в неотложку при поликлинике, — объясняет Ирина Александровна. — Это температура, боли в спине, головные боли у хронических пациентов. Есть вызовы безотлагательные: человек упал с высоты, ДТП, судороги. А есть то, что посередине, те случаи, с которыми мы работаем каждый день». Приоритет сотрудники скорой всегда отдают детям, а также горожанам, в чьем анамнезе есть инфаркты и инсульты, гипертонические болезни, бронхиальные астмы.
«Во многих регионах на температуру до 39° скорая помощь не выезжает, — продолжает заместитель главного врача. — Мы к таким регионам не относимся. Важно помнить, что температура относится к отсроченному вызову, и помощь может быть оказана в течение двух часов. Случаи такого ожидания бывают нечасто, в основном при увеличении заболеваемости ОРЗ. Но даже в этой ситуации мы даем рекомендации по оказанию первой помощи до приезда специалистов».
При этом Ирина Александровна отмечает, что в целом в системе здравоохранения должны больше уделять внимания профилактике, потому как многие вызовы скорой можно отнести к терапевтическим приемам. Так, 25% вызовов скорой приходится на температурящих детей, в том числе до года. А это, по мнению заместителя главного врача, прямая работа педиатра, который должен научить маму справляться с невысокой температурой в домашних условиях.
На что жалуемся?
Сотрудники нефтеюганской станции скорой помощи уже давно привыкли к жалобам на них, в том числе к необоснованным. Часто горожане недовольны ожиданием приезда скорой, отсутствием улыбок на лице у медработников в четыре утра, нежеланием надевать бахилы, некомпетентностью…
По законодательству скорая помощь вправе принимать только идентифицированные письменные обращения от горожан. По факту же администрация учреждения проводит проверки и по жалобам нефтеюганцев в социальных сетях, и по телефонным звонкам. После каждого подобного обращения издается приказ о проведении служебного расследования, медицинские работники пишут объяснительные, запрашивается карта вызова, прослушивается и запись телефонного разговора. Проверяется, насколько быстро выехали сотрудники, как долго ехали, правильно ли оказывали помощь.
«Бывает, ситуация меняется очень быстро. Бригада приезжает на один диагноз, а при перевозке в больницу, например, он осложняется отеком легких или нарушением ритма. Естественно, может последовать жалоба от родственников, — поясняет Ирина Александровна, — несмотря на то, что такой ситуации есть логическое объяснение. Тем не менее и по таким случаям мы проводим проверки».
По результатам служебных разбирательств заявитель получает разъяснение в письменном виде. И если нарушение имело место быть, медицинский работник несет дисциплинарную ответственность, что напрямую отражается на размере заработной платы. Однако чаще всего ругают врачей скорой помощи необоснованно. Специалисты находят этому следующее объяснение: когда с близкими случается что-то чрезвычайное, люди сами испытывают сильные эмоции, им кажется, что родному человеку больнее, чем есть на самом деле, что бригада ехала долго и все делала неправильно.
«Порой конфликты начинаются даже с приема вызова, — делится Ирина Сковбель. — Вы удивитесь, но каждый третий вызов обязательно с ненормативной лексикой. Часто нас вызывают словно такси и жалуются на то, что мы задаем много вопросов, забывая, что есть ряд заболеваний, которые невозможно определить сходу. Еще одна острая проблема в последнее время — бахилы. Нет ни одного нормативного акта, который нас обязывал бы их надевать. Нужно понимать, что бахилы — это очень травмоопасно: фельдшер может поскользнуться на кафельном полу или линолеуме, упасть на лестнице». Тем же, кто столь категоричен в этом вопросе, сотрудники не перестают напоминать: осмотреть пациента можно и в автомобиле скорой помощи.
Зато конфликтов «скорая — водитель автомобиля» в Нефтеюганске практически не бывает, их буквально можно пересчитать по пальцам. Один из показательных случаев произошел несколько лет назад. Бригада поехала на вызов в 12 мкр., но им перекрыл дорогу принципиальный водитель авто. Объезжать было долго, и фельдшеры, взяв сумки, отправились по нужному адресу. Чуть позже стало ясно, что скорую помощь вызывала мама того самого принципиального автовладельца. «В целом же водители к нам относятся уважительно, — отмечает Ирина Александровна. — Исключение — выезд с территории станции: без звукового сигнала и маячков пропускают не всегда».
А вот проблема нападения на врачей скорой помощи не обошла Нефтеюганск стороной. С этой точки зрения врачи по-прежнему остаются незащищенными: законопроект о приравнивании их к сотрудникам полиции был отклонен. У работников скорой помощи с собой нет ни газового баллончика, ни электрошокера, в итоге они регулярно получают травмы. Не так давно еще один сотрудник нефтеюганской скорой получил те-лесные повреждения. И в этом случае, как и в большинстве других, виновный остался безнаказанным. Вот и получается: спасая чужие жизни, врач никогда не может быть уверен в безопасности собственной.
Специфика работы на скорой помощи — для настоящих энтузиастов, считает заместитель главного врача Ирина Сковбель. На эту работу приходят не за зарплатой — за эмоциями. «И все же главное в нашей работе — человечность, — уверена Ирина Александровна. — Это наш внутренний двигатель. Мы не должны забывать о том, что лечим не болезнь, а больного. Значит, нужно искать подход к каждому пациенту».
О чем мечтают сотрудники скорой? В первую очередь о крепком и долгом сне. Вечный недосып — верный спутник медицинского работника. Мечтают и о долгожданном расширении: в этом году учреждению отдали часть помещений в здании бывшего детского дома «Светозар», сейчас идут подготовительные работы. Но самое главное — сотрудники городской скорой помощи мечтают о том, чтобы горожане относились к их работе с большим пониманием.
«Мы знаем, как сложно попасть на прием, — с улыбкой говорят они, — знаем, что все вы не лечитесь вовремя, не берете больничные. И между тем просим вас быть терпимее и не требовать от нас невозможного. Мы не боги, но делаем все возможное, чтобы каждый день спасать ваши жизни».
P.S. Перед отправкой номера в печать в редакцию «ЗН» позвонил житель Нефтеюганска Александр Радзевич. 86-летний мужчина попросил передать слова благодарности работникам Нефтеюганской станции скорой медицинской помощи:
«Хочу сказать большое человеческое спасибо всем работникам нашей скорой! Вот уже 10 лет я болею астмой и вынужден вызывать фельдшеров по нескольку раз в месяц. Они — настоящие профессионалы: никогда не опаздывают, не уезжают, покуда мне не станет лучше. Я человек старый, много повидал и могу с уверенностью сказать, что такое душевное отношение встретишь нечасто. Пусть таких доброжелательных и отзывчивых людей будет как можно больше! Дай им Бог здоровья!»