— Основной задачей по-прежнему является перевозка пассажиров по городским и пригородным маршрутам. Первые осуществляются в черте Нефтеюганска, вторые касаются перевозки вахт. В нашем автопарке около 70 автобусов. На семи маршрутах городской линии работает 30 единиц техники. Как коммерческая организация мы обслуживаем предприятия «Экотон», «ЭПУ-центр», «Энергия света» и другие.
Кроме того, ЮПАТ оказывает услуги другим организациям по осуществлению предрейсовых проверок водителей медицинскими работниками. Еще одна услуга — проверка механиками состояния транспортного средства и его готовности к эксплуатации на линии.
— Насколько обновлен автопарк предприятия?
— Сейчас ведется немало разговоров о том, что автопарк нужно менять, ведь средний возраст автобусов составляет 10-12 лет. Есть автобусы «моложе» года, а есть и те, которым более 15 лет. В советские времена автобусы обновляли через каждые 7-8 лет. На сегодняшний день такой возможности нет, поэтому обновление автопарка — дело пока сложное.
— Успех любой организации во многом зависит от коллектива. Расскажите о ваших сотрудниках.
— У нас работают 272 человека, в том числе 94 водителя, 64 кондуктора, 38 работников ремонтной базы: слесари, автоэлектрики, токари, мотористы. 36 человек трудятся в аппарате управления, есть также медработники, механики, диспетчеры. Как человек, возглавивший предприятие, чувствую перед сотрудниками особую ответственность. Мой долг — сохранить коллектив и организовать производственный процесс так, чтобы предприятие работало плодотворно, выполняя все возложенные на него задачи. А для этого мало быть просто работодателем. Надо заинтересовать сотрудников в работе, а главное — нужно заботиться об их безопасности и о сохранении их здоровья.
Особенно это касается водителей и кондукторов. Когда я пришел в ЮПАТ, сразу отметил, что у многих водителей переработка. Это чревато опасными последствиями как для самого водителя, так и для пассажиров. Специфика работы на линии очень сложная: первая смена начинается с пяти часов утра, а вторая заканчивается в начале первого ночи. И все в строгом режиме, с четким выдерживанием интервалов и своевременным прибытием на каждую остановку. Добавим сюда нередкие экстремальные ситуации на дороге, сложные погодные условия (для нас не бывает актированных дней), огромный груз ответственности за своих пассажиров.
Возможно, именно поэтому молодежь не спешит в данную профессию и средний возраст водителей на предприятии — 50 лет. Конечно, это настоящие профессионалы, кем ЮПАТ по праву гордится. Работники с большим стажем тем более не должны перерабатывать, а обязаны полноценно отдыхать. Тогда они трудятся с большей отдачей и добросовестно выполняют свои обязанности, главная из которых — привезти пассажира к месту назначения целым и невредимым.
Вот потому вместе со всеми структурами предприятия мы прилагаем усилия по приведению документов в соответствие нормативной базе. Это касается нормы часов, категории и стажа водителей.
— К работе водителя Вы относитесь с особой теплотой…
— Я сам в течение многих лет работал водителем. 20 лет назад приехал на Север в надежде заработать на квартиру и вернуться на родину, но, похоже, задержался здесь навсегда. Вначале устроился водителем рейсового автобуса в Пыть-Яхе, позднее был назначен мастером, начальником участка, трудился на нефтеюганском предприятии «Сервис-Экология», а затем заместителем директора «Универсал сервиса».
Не понаслышке знаю, что профессия водителя требует хорошего здоровья, выдержки и терпения. Все-таки это работа с людьми, а они бывают разными. Необходимо оставаться вежливым и корректным независимо от обстоятельств. Но главное — безопасное вождение автобуса, когда ты способен предугадать, как поведет себя идущая рядом машина. А еще настоящий водитель любит свою технику и бережно к ней относится.
— С 1 февраля стоимость билетов повысилась на 50 копеек. Насколько плата за проезд соотносится с реальной стоимостью пассажирской поездки?
— Действительно, с февраля стоимость одной пассажирской поездки равна 22 рублям 50 копейкам. Повышение планировалось еще с начала января, но постановление из округа пришло с небольшим опозданием, а согласно закону оповестить граждан через СМИ мы должны за 20 дней.
Конечно, реальная цена поездки гораздо выше, но город возмещает часть затрат, понесенных нашим предприятием, по таким пунктам, как заработная плата кондукторов и водителей, амортизационные отчисления, износ резины и ГСМ.
— Приход нового руководителя всегда влечет новшества. Грядут ли какие-то перемены?
— В первую очередь нужно провести оптимизацию управленческого аппарата, пересмотреть и сократить расход топлива, запасных частей. Тепловые узлы, водоснабжение, электричество приводим в соответствие нормам, а именно снижаем ресурс, потребляемый на сегодняшний день. Электричество нам помогают сэкономить энергосберегающие лампы, светодиодное освещение, установка датчиков движения; расход тепла — замена чугунных батарей алюминиевыми, смена сетевых потребителей. Применяем новые технологии, позволяющие экономить.
Кроме того, планируем изменить маршруты. Сейчас специалисты проводят колоссальную работу, чтобы просчитать, как сделать их более удобными для пассажиров. Ведь не секрет, что, следуя до места назначения, нефтеюганцы иногда вынуждены объехать практически весь город. Постараемся уменьшить интервал ожидания, чтобы на остановках в черте города пассажиры не находились дольше 10-15 минут. Надеюсь, горожане оценят наши усилия. Хотелось бы пожелать пассажирам терпения и понимания. В нашей работе бывают заминки, но мы стараемся трудиться качественно. В любую погоду, с раннего до позднего вечера…