Звеньевой плиточников-мозаичников СУ-10, бригадир СУ-24, СУ-51 (затем КМСУ-51), треста «Нефтеюганскгазстрой» и МП «Отделочник» — вот послужной список Николая Петровича и перечень названий одного и того же предприятия, где он трудился.
С 1967 года Шестаков возглавил группу единомышленников, которая с творческим подходом выполняла облицовочные работы внутри и снаружи многих зданий. В 1970-80-е те украшали облик нашего города и казались для того времени почти дворцами. Это дом культуры «Строитель», дворец культуры «Юность», ресторан «Орбита», здание ПО «Юганскнефтегаз», краеведческий музей, поликлиника, комплекс МЧС, магазины, городская баня, школы и детские сады.
Перечень объектов можно продолжать, ведь Николай Петрович внес свою лепту в строительство многих зданий в Нефтеюганском районе, во многих городах Ханты-Мансийского автономного округа (в том числе здания окружкома), области (здания главков, областной поликлиники) и даже одного из зданий министерств в Москве. Бригаду Шестакова знали далеко за пределами Нефтеюганска.
Родился Николай Шестаков 9 декабря 1928 года в Казахстане. Как и многие сверстники, пошел работать токарем в железнодорожное депо Алма-Аты. Возможно, получился бы из него знатный токарь, если бы не случай. Однажды, шагая на работу, юноша увидел на земле кусок гипса и по белому следу пришел в мастерскую. С тех пор после работы часто наведывался туда и долгими часами наблюдал за работой мастеров. Любознательному парнишке тоже поручили дело и заметили, что у него получается ловко и качественно. Вот так Николай нашел свое призвание и быстро освоил профессию плиточника-мозаичника.
Первая его работа в Алма-Ате — лепнина на потолок, а затем установка капителей на колонны. Через несколько дней его пригласили в депо реставрировать полы и душевую, а потом и лестницу в Доме связи. Шестаков зарекомендовал себя с хорошей стороны, и в его подчинение послали бригаду штукатуров-маляров, чтобы он научил их работать по-ударному.
В 60-е годы прошлого века Николай Петрович вместе с семьей приехал на север, где реализовал себя как творец, художник и человек. Любую ответственную архитектурно-градостроительную работу: постаменты для памятных стел, памятников — всегда поручали бригаде плиточников-мозаичников широкого профиля, возглавляемую Шестаковым. Эти мастера выполняли лепные работы (например, двухметровый герб РСФСР на здании горисполкома), индивидуальные заказы на вентиляционные решетки для музыкальной школы, работы с гранитом и мрамором.
Визитной карточкой, своеобразным паспортом качества, своим «товарным знаком» с момента образования коллектива стала известная всем подпись «Мушкетеры». Если им приходилось делать полы из мраморной крошки, то всегда подход был творческим — принадлежность помещения обозначалась соответствующими профилю символами: в речпорту это парусник и штурвал, в поликлинике — чаша со змеей, в магазине «Восход» — рог изобилия, в краеведческом музее — свиток, палитра и краски, в типографии — литер и т.д.
Николай Шестаков тесно сотрудничал с краеведческим музеем. Он являлся участником первой городской выставки «Искусство художников — людям труда», посвященной открытию выставочных залов музея. Его работы из гипса — барельефы членов бригады, друзей — очень узнаваемы. В фондах музея бережно хранятся барельефы почетных граждан города, а также личное дело и фотодокументы Николая Шестакова.
На домах, где жили известные в Нефтеюганске люди, установлены мемориальные доски, выполненные Николаем Петровичем. Они посвящены первому почетному гражданину города К.А. Иванченко, почетным нефтяникам Р.Х. Аллоярову и М.И. Сергееву, погибшим воинам-афганцам Олегу Рощевкину и Василию Рожкову.
Несмотря на солидный возраст Николай Петрович постоянно совершенствовал свои знания, находился в поисках новых творческих идей. Как уникального специалиста его часто приглашали в качестве консультанта на строящиеся объекты.
Надежда Эскина, главный хранитель фондов Музея реки Обь:
— Помню, как Николай Петрович рассказывал о своих впечатлениях по приезде в Нефтеюганск в 1967 году: «Когда я сюда приехал, то увидел серость и невзрачность северного города. И, конечно, родилось огромное желание украшать город, благоустраивать его, делать более уютным».
Я могу сказать, что Николай Петрович оставил свой зримый след в архитектуре Нефтеюганска. Хотя сегодня новомодные ремонты за¬крыли мозаичные полы, но в памяти остается этот знаменитый росчерк «Мушкетеры», которым его бригада подписывала все свои работы.
Николай Петрович — автор городских мемориальных досок, посвященных первому почетному гражданину Нефтеюганска К.А. Иванченко, погибшим в Афганистане воинам О. Рощевкину и В. Рожкову, почетным нефтяникам Р.Х. Аллаярову, В.И. Смирнову, М.И. Сергееву. Скульптор создал несколько десятков барельефов, эскизов мозаик, значков, участвовал в конкурсе на создание герба Нефтеюганска.
С 1981 года Николай Петрович являлся активным участником городских художественных выставок. За большие трудовые и творческие достижения Шестаков Н.П. награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1980), нагрудным знаком «Отличник Миннефтегазстроя» (1980), медалью «Ветеран труда» (1985). Он является кавалером ордена Трудовой Славы III степени (1976), удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», званий «Победитель социалистического соревнования» (1973, 1980), «Ударник девятой пятилетки» (1975, 1976), награжден многими грамотами, благодарностями. Не раз был занесен на Доску почета треста «Нефтеюганскгазстрой».
Такие люди, как Николай Петрович Шестаков, составляют честь и гордость Нефтеюганска!