Строился будущий Нефтеюганск, имеющий для страны огромное значение. А о каком развитии может идти речь в отсутствие электричества?
Нине Сорокиной в Якутию приглашение на работу пришло в тот момент, когда энергопоезд № 117 находился на стадии запуска. Годом ранее его доставили в Усть-Балык из Новосибирска. В одном из вагонов энергопоезда осуществляли водоподготовку, во втором располагались турбинный цех и электрощит, в третьем была градирня, где подготавливали воду для подачи в котел, в четвертом находилась химическая лаборатория.
Запитывали, или, как тогда говорили, «подкуривали», первый электро-поезд с дизеля маленькой электростанции, которая находилась на Пиме.
В одну смену (всего их было четыре) трудились 11 человек: два машиниста котла, специалисты водоподготовки, химочистки, машинист турбины, дежурный щита управления, электромонтер, инженер-диспетчер.
«Мы, машинисты котла, закачивали воду с Юганки, нагревали ее на установке до 400 градусов и давления в 40 атмосфер, подавали пар на турбину, которая превращала его в электричество», — рассказывает Нина Ивановна.
Для нагрева котлов сначала использовали нефть, а позднее газ. По приборам специалисты поддерживали определенные температуру и давление. Осуществлять работу качественно и без помех во многом помогали дежурные инженеры: Людмила Федоровна Касимова, Николай Михайлович Елисеев, Юрий Алексеевич Нефедов.
Через многие годы пронесла Нина Сорокина дружбу со своей тезкой Ниной Володиной (к сожалению, сейчас ее уже нет). Нина Иннокентьевна работала дежурной щита управления, где контролировали всю работу энергопоезда. К тому же была автором многих рационализаторских предложений, применявшихся на практике.
Город развивался, росла потребность в электроэнергии, поэтому вскоре наряду с первым энергопоездом работали поезда №№ 118, 210, 220 и 238.
«Это было удивительное время, — вспоминает Нина Сорокина. — Жили как дружная семья, были готовы поделиться друг с другом последним».
Поначалу нашу героиню поселили вместе с напарницей Татьяной Лысенковой в одном из купе железнодорожного вагона. Стоило кому-то из соседок (всего было девять купе) в вагончике-столовой приготовить что-то вкусненькое, как все мигом собирались за общим столом. А там и шутки, и смех, и разговоры.
На работе Нина Ивановна познакомилась с будущим мужем — Юрием Евгеньевичем, электриком из Забайкалья. В сентябре 1967 года они зарегистрировались в загсе, который находился в ту пору в доме № 1 в 4 микрорайоне. Свадьба была скромной, коронным блюдом на ней была особенная жареная картошка: сушеную (другой на севере не было) сначала размачивали, а затем жарили.
Недолгое время молодая семья прожила в купе вагончика, а потом перебралась в балок. Заветную двухкомнатную квартиру в капитальном доме получили в 1971 году, зажили в ней уже всемером: с родителями Нины Сорокиной и детьми — Леной, Ильей и Антониной.
Дорог не было — энергетики приходили на «пятачок», откуда катер доставлял их к энергопоезду (в районе СУ-62). Иногда шли напрямик через озеро по проложенной трубе, а затем добирались автобусом.
Свидетели того времени — потертые фотографии. На одной из них запечатлено наводнение, когда Юганка разлилась словно море. Передвигались на лодках, а детишек, желающих погулять, родителям не раз приходилось буквально за шиворот вытаскивать из воды.
На свадебной фотографии Александра Мавричева и Любови Рыковой — специалисты пяти энергопоездов. Свадьбу того времени невозможно представить без руководства — начальника энергопоездов Николая Александровича Булавинцева. С ностальгией Нина Ивановна рассказывает о дружной работе на субботниках и о том, как в молодости бегали на танцы в клуб «Буровик». Молодые, задорные, они не боялись никаких трудностей.
Рос город, расширялось месторождение, а электроэнергии не хватало. Чтобы правильно распределить мощности, начали сотрудничать с электроцехом НГДУ «Юганскнефть». Дабы распределить нагрузку, приходилось вводить ограничения по подаче электроэнергии. На трансформаторных подстанциях иногда поочередно гасили жилой фонд, строительный…
В 1972 году построили линию электропередачи от Тюменской ТЭЦ, и энергопоезда были закрыты за ненадобностью. Их работники перешли на другие предприятия. Нина Сорокина — в городскую котельную, а позднее в Управление разведочного бурения, где трудилась (уже оператором котельных установок) до пенсии.
Отмечу, что Нина Ивановна — не только прославленная труженица, но и почетный донор.
Энергопоезд существовал недолго, но сыграл огромную роль в становлении Нефтеюганска. Он не только давал свет, энергию, тем самым помогая созидать город и добывать нефть, но и менял судьбы людей. Многие, как Нина Ивановна, нашли здесь свою половину, обрели настоящих друзей. Вот почему то время так незабываемо, в том числе для моей собеседницы. От той маленькой электростанции Нина Сорокина будто на всю жизнь зарядилась энергией.
Активистка общества старожилов, спортсменка, она и сейчас принимает участие в соревнованиях по бегу и плаванию. Даст фору любому в дартсе и в игре в шашки. Любительница скандинавской ходьбы зимой обязательно проходит 100 шагов босиком по снегу. А еще гордится, что воспитала прекрасного внука Андрея. «Мой главный девиз: «Жить с радостью и никогда не унывать, что бы ни случилось», — говорит наша героиня.
Неплохо и нам взять его на вооружение!