Но прежде процитирую современного общественного деятеля А. Щипкова: «В последнее время, с 2016 года, русские политики начали открыто говорить о необходимости привести Конституцию России в соответствие социально-политической реальности. Высока вероятность того, что от идеологии статусного потребления и неолиберальной глобализации мир начнет двигаться в сторону новой модели существования, которая сочетала бы в себе справедливую социальную политику, поддержку традиционных ценностей».
Об этом же говорил почти столетие назад Иван Ильин. Русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель Ильин Иван Алексеевич (16.03.1882 — 21.12.1954) окончил юридический факультет Московского университета, где в 1918 году стал профессором. В 1922-м был выслан из России. Жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте. В 1927-1930-е издавал журнал «Русский колокол». После прихода к власти Гитлера вынужден был уехать из Германии и обосноваться в Швейцарии.
Выдающийся вклад Ильин внес в разработку русской национальной идеологии. В своем докладе «Творческая идея нашего будущего» (1934 г.) он формулирует назревающие проблемы русской национальной жизни. Главное, считает он, воспитание в русском народе национального духовного характера. Из-за его недостатка в интеллигенции и массах Россия рухнула от революции. «Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе национального характера. Оно может быть проведено его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей — отбор духовный, качественный и волевой».
Ильин не был сторонником либерально-демократического государства, считая, что государство должно быть в достаточной степени авторитарным, способным осуществлять грандиозные общественные проекты, объединяющие нацию. Есть немало существенных идей, которые актуальны в политическом наследии Ильина и для нашего времени. Среди прочего это постоянно проводимая идея о необходимости правового сознания и правового государства. Философ имел в виду право, которое не устанавливается по произволу властей. Оно имеет другой смысл, опирается на те высшие ценности, которые это право защищает.
В работах Ильина (и прежде всего в сборнике статей 1948-1954 гг. «Наши задачи») выкристаллизовывается идея русского национального патриотизма, который «есть любовь». Патриотизм, по Ильину, высшая солидарность, сплоченность в духе любви к Родине (духовной реальности), есть творческий акт духовного самоопределения.
Патриотизм живет лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, и прежде всего святыни своего народа. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно любить свой народ. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя.
Ильин писал, что после прекращения коммунистической революции основная задача русского национального спасения и строительства «будет состоять в выделении кверху лучших людей — людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно творческих». Этот новый ведущий слой — новая русская национальная интеллигенция должна будет в первую очередь осмыслить заложенный в русском историческом прошлом «разум истории».
Прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революции и войн. Ни идея «народничества», ни идея «демократии», ни идея «социализма», ни идея «империализма», ни идея «тоталитаризма» — ни одна из них не вдохновит новую русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру. Нужна новая идея, национальная по духовному смыслу, и… воспитание нового русского человека.
Ильин постоянно проводит идею необходимости правового сознания и правового государства. «Настоящее государство держится не принуждением и не страхом, — писал он, — а свободной лояльностью своих граждан; их верностью долгу, их отвращением к преступности; неподкупностью чиновников, честностью судей, патриотизмом избирателей, государственным смыслом парламентариев, гражданским мужеством писателей и ученых, храбростью и дисциплиной солдат».
В «Наших задачах» Иван Алексеевич изложил собственное понимание русской мечты о великой России, прекрасно понимая, что ее воплощению препятствуют не только коммунисты, но и «наши западные партнеры».
Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу. Почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны «мировой закулисой» (это его выражение). Он предвидел, что та «будет заниматься упорным навязыванием русскому народу непосильных для него форм республики, демократии и федерализма, политической изоляцией ее, неустанным обличением ее мнимого «империализма», ее мнимой «реакционности», некультурности и агрессивности. Безбожие, национальное обезличение, убывающее население, расчленение — вот что Западу нужно от России.
Книги, статьи, лекции, письма, литературные труды И. Ильина связывает великая любовь к России, ее культуре и духовности, постоянная забота об их возрождении и о развитии. Поэтому они и сегодня актуальны и ценны, наполнены глубоким содержанием. Большинство исследователей считают, что это один из самых нужных современных писателей и философов, очень точно и пророчески предсказавших нынешнее историческое время.
Основной особенностью развития нашего государства Ильин считал трагизм русской истории. По его мнению, образ «осажденной крепости» наиболее соответствует историческому бытию России, так как две трети своего существования она вынуждена была воевать, ведя в основном войны оборонительного характера. Вторжения и нашествия врагов не оставляли ее народам выбора: либо сражаться и отстаивать свою независимость, либо быть уничтоженными.
Решая эти задачи, правительство и народ из века в век заботились не о том, как лучше устроить и легче прожить, а лишь о том, чтобы вообще как-нибудь продержаться, выйти из беды, одолеть очередную опасность и не развязать губительную смуту. Благодаря этому русские научились искусству побеждать, отступая, погибая, восставать из пепла, жить в лишениях и на руинах возводить новое хозяйство. Духовно обновляться в беде и смятении, не терять мужества при распаде, трезво смотреть на вещи в страданиях. Эта суровая школа привила им выносливость и национальную стойкость — качества и факторы, во многом ставшие решающими в наиболее трудные моменты истории нашего Отечества.
Он много размышлял о характере русского народа, об особенностях его души и самосознания и всегда стремился решить проблему о путях выхода России из национальной катастрофы. Философ верно предвидел, что России нужна ответственная идея на отдаленную перспективу, а не раздирающая ее классовая ненависть и партийная борьба. Русская идея должна выражать наше историческое своеобразие и призвание, формулировать историческую задачу и духовный путь — то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в детях и в грядущих поколениях.
Идеи Ивана Ильина востребованы, очень многие люди разделяют его идеи о необходимости синтеза демократии с сильной властью.
Сегодня в России уже вышло более 30 томов сочинений И. Ильина, а прах мыслителя был перенесен из далекой Швейцарии на родину и с почестями погребен на кладбище московского Донского монастыря. Более того, в выступлениях президента России В. Путина цитаты из Ильина встречаются куда чаще, чем любых других мыслителей. Но можно ли сказать, что русская мечта философа о великой России начала сбываться? А вот это уже в значительной степени зависит от того, насколько внимательно мы читаем русских мыслителей прошлого, и от наших повседневных трудов.
Валентина Павлова.
Фото: avatars.mds.yandex.net