Торжество по случаю юбилея было объединено с III открытым городским фестивалем хорового искусства «Композитор и хор» и стало одной из составляющих проекта Ольги Лосевой «Сотрудничество рождает содружество».
В знаменательный день в адрес коллектива и его руководителя Ольги Адамовны звучало много добрых и теплых слов. А зрители побывали на удивительном концерте, где в исполнении сводного хора прозвучала оратория петербургского композитора Виктора Плешака «Сотворение мира». Премьера оказалась поистине грандиозным событием: в сводном хоре пели коллективы Нефтеюганска, Сургута, Екатеринбурга, Тюмени, а из Санкт-Петербурга приехал сам композитор.
Трепетный восторг, слезы радости и грусти одновременно — далеко не полный спектр эмоций, которые каждый раз испытывают зрители, слушая музыкальные произведения, исполняемые участниками «Акварели».
Первое выступление коллектива состоялось 7 февраля 1993 года и стало его днем рождения. В самом начале его творческого пути городская художница Людмила Джемалинская, услышав на мероприятии пение ребят, восхитилась: «Какими чистыми, просто акварельными голосами они поют!» Так с ее легкой руки появилось название хора.
Руководителю «Акварели» и самой не верится, что с момента основания коллектива прошло 25 лет. В 1992 году вместе с мужем Владимиром Лосевым они приехали в Нефтеюганск из Калиниградской области. Ольга Адамовна сразу устроилась в только что созданную Детскую школу искусств. Новому учреждению лишь предстояло зарождать традиции, воспитывать учеников.
Ольге Лосевой помог ее педагогический опыт: в Балтийске руководила и младшим, и старшим хором, и хором юношей профтехучилища. Хотя не скрывает, что поначалу на новом месте было непросто. Нужно было научить ребят культуре пения, привить вокальные навыки, а некоторым детям — поставить голос с нуля.
«Никогда не могла отказать ребенку в обучении. Как и его родителям, которые иногда предполагают, что у ребенка слуха нет, но им очень хочется, чтобы любимое чадо занималось вокалом. Я, как правило, успокаиваю: со слухом нет проблем. Есть отсутствие координации между слухом и голосом, а это можно наладить», — рассказывает моя собеседница.
И ведь действительно, порой дети, не бравшие ни одной ноты, через какое-то время пели чисто и правильно. Волшебство? Нет. Это титанический труд педагога и секреты его мастерства. Каждому педагог найдет роль, место, задание. Комплектует группы по вокальным данным, чтобы дети не испытывали комплексов в связи с тем, что кто-то лучше или хуже. И они с каждым разом достигают новых результатов.
«Любой состав — новая эпоха, внесшая свою ноту в звучание хора», — говорит Ольга Адамовна. На юбилейном концерте был один из волнующих, трогательных моментов: на сцену поднялись выпускники и вместе с нынешними хористами исполнили музыкальное произведение «Зима», ставшее визитной карточкой «Акварели». Наряду с юными участниками хора свои партии исполнили студентка, и молодая мамочка, и сотрудница предприятия… Люди разного возраста и социального положения казались единым спетым коллективом.
Показательно, что на юбилейный концерт приехали выпускники (в том числе первого состава), которые ныне проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Ижевске… «Акварель» продолжает оставаться очень важной страницей в их жизни. Многие бы подписались под словами выпускницы хора Александры Мерзляковой: «Уверенно могу сказать, что мои лучшие годы прошли здесь: в этом коллективе, в родных стенах школы искусств, в наших поездках. Спасибо вам, Ольга Адамовна, за большое любящее сердце, в котором хватает места для всех нас!»
За 25 лет в хоре сложилось множество традиций, и каждый ребенок понимает, что пришел в большую семью. Интересен девиз коллектива: «Жить без фальши». Это касается недопущения фальши не только в исполнении нот, но и во взаимоотношениях. Эти моменты очень взаимосвязаны: без взаимопонимания и лада участники хора слаженно и красиво не споют.
В современном мире с человеческими взаимоотношениями происходят метаморфозы. Люди перестали общаться между собой. И в этом отчасти виноваты гаджеты. В любую свободную минуту дети утыкаются в телефон и полностью растворяются в виртуальном мире, ничего не замечая вокруг. «Это форма социального аутизма и серьезная проблема, — считает Ольга Адамовна. — Дети перестают замечать тех, кто рядом с ними. Например, появились трудности с построением детей в хоре. Выстрою их в линии, а потом прошу разойтись. Через минуту нужно вновь построиться, а они мечутся, не зная, с кем рядом стояли минуту назад».
Ольга Адамовна делает все, чтобы у детей была возможность общаться между собой. С этой целью дает им совместные задания. В налаживании взаимоотношений и преодолении разногласий помогают также поездки по России и за рубеж. Воспитанники Ольги Лосевой побывали более чем в 15 странах.
«Главное для меня — взращивание души воспитанника, — признается педагог. — Именно поэтому я хормейстер, а не инструменталист. Мне близко слово, которое идет от сердца, от души; а музыка является к нему прекрасным дополнением. В нашем репертуаре лучшие образцы поэзии, воспитывающие любовь к близким и чувство патриотизма. Не случайно выступление с концертными номерами на городской площади в День Победы или участие хора в пасхальных ассамблеях — дело чести для наших воспитанников».
Ключик к сердцу ребят она подобрала надежный — любовь. «Убеждена, что ребенок должен расти в любви, — утверждает Ольга Адамовна. — Какой бы характер у него ни был, нужно рассмотреть в нем позитивные черты. Прежде похвалить, чем поругать. Ведь когда человек понимает, что он на правильном пути, у него вырастают крылья. Тогда он способен делиться с другими добрыми чувствами».
И приводит слова философа Фейербаха: любить — это смотреть не друг на друга, а в одну сторону. Вот и Ольга Лосева учит своих воспитанников смотреть в одном направлении: вместе дышать, творить, сопереживать.
Педагогическая работа — это целый айсберг, где есть и радости труда, и творческие муки с вопросом: как сделать, чтобы получилось на отлично? Но когда она видит результат колоссальной творческой работы, это приносит ей большое удовлетворение.
«Уверена, что совместное с оркестром исполнение оратории дети не забудут никогда. Знаю по своему опыту: во втором классе я выступала в областном драмтеатре с детской оперой «Муха-Цокотуха». Помню об этом событии до сих пор. Вот и моя задача — сделать детство воспитанников незабываемым…»
Фото из архива О. Лосевой