Последняя фраза меня и насторожила. Как правило, в наше время услышал о радости — жди беды. Думаю, что же мне предложат? А девушка тем временем продолжает: «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сделало перерасчёт Вашей пенсии. Выяснилось, что в Вашу трудовую книжку не зачислены полтора года трудового стажа. Нужно же исправить эту несправедливость! Как Вы считаете?» — «Конечно, — говорю, — а как же иначе?» А сама думаю: «Вот Министерству труда только и заняться осталось, чтобы пенсию мне пересчитывать, да о моём благосостоянии заботиться».
«В общем так, — убедительно говорит моя телефонная собеседница, — Вам нужно явиться в ближайший Пенсионный фонд. Знаете, где в вашем городе таковой находится?»
И сообщает мне реальный адрес отделения Социального фонда по ХМАО — Югре, расписание его работы, и даже номер кабинета, где меня якобы готовы принять. Самое удивительное, что девушка знала и город, где я живу, и дату моего рождения, и даже номер ИНН. Подумалось, вот и у нас есть «Большой брат», следящий своим зорким оком за нашей жизнью…
От размышлений отвлёк настойчивый голос моей «благодетельницы». «Я составляю регистрационную запись, — сообщает она. — Сейчас с сайта Госуслуги Вам придёт код по смс, который Вы мне сообщите». — «Ничего я Вам сообщать не стану», — перебиваю я девушку. «Это почему же?» — искренне удивилась она. И тут я ей выдала, что диалог с ней я поддерживала с целью, чтобы выяснить, что за новый способ мошенничества стал применяться к пенсионерам. Девица попыталась убедить меня в обратном, но поняв, что бесполезно, с возмущением отключила телефон. Оказывается, меня пытались «развести» по одной из самых популярных в августе этого года схем мошенничества.
Сотрудники банка ВТБ рассказали о трёх самых распространённых из них. И все они направлены именно на пенсионеров. Сразу отмечу, что мои денежные средства находятся на хранении в Сбербанке, так что попасть на «удочку» злоумышленников могут клиенты любого банка.
Итак, о предложении о перерасчете пенсии я уже поведала. Иногда лжесотрудники банка предлагают оформить заявление по телефону, для чего просят назвать личные данные. Смс-код, который запрашивала у меня мошенница, открыл бы ей доступ для входа в мой личный кабинет на портале Госуслуги. И тогда она смогла бы оформить кредиты на моё имя или подобрать данные для входа в онлайн-банк и вывести все мои сбережения.
Ещё одна схема мошенничества — предложение скидки на жилищно-коммунальные услуги.
Мошенники звонят по телефону и рассказывают о фейковой акции, в рамках которой якобы предоставляются скидки пенсионерам. Неизвестные просят подтвердить факт, что пользователь на заслуженном отдыхе и запрашивают персональные данные, а затем код из смс. Обычно эту информацию используют для хищений или получения кредитов.
Должно насторожить пенсионеров и предложение переоформить полис ОМС.
Неизвестные от имени страховой компании убеждают срочно «продлить» полис, так как якобы у старого закончился срок действия. Они запугивают приостановкой оказания медицинской помощи и предлагают оформить новый электронный документ здесь и сейчас. Затем жертву просят скачать фальшивое приложение Минздрава. Это вредоносная программа, которая откроет преступникам доступ к устройству. Как вариант, мошенники могут попросить поделиться смс-кодом для входа на Госуслуги.
Заметили, сколько «ловушек» подготовили мошенники именно для людей старшего возраста? Специально для пенсионеров разрабатываются сценарии, которые касаются базовых, жизненно важных вопросов. Кто из пожилых не обрадуется возможности увеличить размер пенсии? Тем более, когда звонит якобы представитель такой серьёзной структуры, как Социальный фонд. Заманчиво предложение и получить скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг. И, конечно же, любого пожилого человека обеспокоит невозможность получать медицинские услуги бесплатно.
Мошенники на то и рассчитывают, что радость от обещанного получения материальных благ или, наоборот, расстройство по поводу утраченных услуг, заставит пенсионера подчиниться и действовать по их инструкции. Ведь главная цель злоумышленников — добраться до денег любым обманным путём. А пожилые люди, как правило, очень доверчивы.
Самой эффективной мерой борьбы с хищениями остается бдительность. Нельзя никому передавать свои персональные данные, называть код, полученный по смс. Не общайтесь с людьми с неизвестными телефонными номерами. Следует фильтровать входящие звонки, в том числе при помощи специальных программ, определяющих опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме. Не стоит забывать, что злоумышленники могут переписываться от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций.
Берегите себя и свои денежные средства. Сейчас особенно актуальна поговорка: «Доверяй, но проверяй!» Не дайте себя обмануть!
Ирина Шипилова, по материалам пресс-службы ВТБ