В клубе «Эксперимент» уверены: нужно работать, открывая новые грани творчества и мысли, и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Именно в стенах этой большой творческой лаборатории куются умы новых Ньютонов и Кюри.
От теории к практике
«Эксперимент» сегодня посещают порядка ста ребят из 7-11-х классов. Направления в основном технические: конструирование машин и механизмов, создание новых устройств, радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, космонавтика, космическая техника, специальные машинные механизмы для решения экологических проблем. Со всеми ребятами идет как групповая, так и индивидуальная работа. Эффективно и качественно — именно так отзываются о допобразовании нефтеюганских экспериментаторов на всероссийских научных конкурсах, таких как «Созвездие», «Звезда», «Шаг в будущее». Дипломы победителей ежегодно достаются нашим молодым инноваторам.
Руководитель клуба Валерий Комков уверен: самое главное на этапе творчества — научить детей аналитике. «Если она будет развита, — говорит педагог с 30-летним стажем, — потом совершенно не имеет значения, чем человек будет заниматься: экономикой или физикой, атомными станциями или бизнесом. Важно, что ребенок начинает увязывать между собой все блоки, поскольку аналитика — это универсальный механизм сознания, она дает обществу новые идеи».
Дети попадают в «Эксперимент» разными путями: кто-то приходит со своими сверстниками за компанию, кого-то направляют учителя подтянуть хвосты по физике или химии. Чаще — после семинаров и чтений «Решения инженерных задач», которые Комков проводит в самих школах. «Во время семинаров мы стараемся отобрать наиболее толковых ребят, которые справляются с решением задач, у кого интересные, порой уникальные идеи и мысли. А главное — есть желание! Всех в любом случае не подготовишь, поэтому стараемся отбирать самый цвет», — замечает Валерий Евгеньевич в ходе нашей экскурсии по лабораториям «Эксперимента».
На мой вопрос, а есть ли в Нефтеюганске талантливая молодежь, Комков уверенно отвечает: «Много! Очень много заинтересованных ребят с замечательными идеями! Просто некому выявить их таланты. Мало наставников, педагогов с большой буквы. А ведь именно на таких экспериментальных площадках рождается их будущее. Разве школьник имеет возможность самостоятельно попасть на всероссийский конкурс? Нет. Имеет ли возможность самостоятельно встретиться с докторами наук, с физиками-теоретиками? Сам напрямую проконсультироваться с учеными по своей теме? Нет. Поэтому мы только в помощь. Мы — это инновационные площадки, такие как «Эксперимент» и «Кванториум».
Они хотят творить
В инженерные группы, чтобы поучаствовать в проектной деятельности, стремятся даже будущие архитекторы и художники. Здесь они придумывают идеи, пишут сценарии, а потом защищают проекты на конкурсах, победа в которых приносит дополнительные баллы к ЕГЭ.
Среди нового поколения экспериментаторов — Юлия Хусаинова, ученица 9А класса СОШ №5. Сейчас она занимается выращиванием кристаллов в различных условиях. Но если девочка только начинает пытливо искать свою «идею фикс», применяя на практике новые знания, то ее одноклассница Элина Бекшенева уже побеждает в различных конкурсах. Недавно она со своей разработкой системы защиты ядерного реактора от сейсмических волн стала обладателем первого места на Всероссийском конкурсе «Звезда».
«Я пришла к Валерию Евгеньевичу год назад, когда мне предстояло написать олимпиаду и выбрать профиль. Я выбрала ядерную энергетику, хотя сама не знала, что это. И уже в «Эксперименте» мы стали проводить «мозговые штурмы», перебрав достаточно актуальных и интересных тем. В итоге остановились на теме защиты ядерного реактора от сейсмических толчков. Разрабатывали, рисовали проект месяц, затем в электронном виде отправили его на конкурс в Москву. Еще через два месяца узнали результат: я заняла первое место в номинации «Ядерная энергетика», — рассказывает о своих достижениях Элина. — Честно говоря, думала, пойду на физмат. Но сейчас вместе с мамой пересмотрела направление. Скорей всего, остановлю выбор на факультете экономики и бизнеса.
Чтобы разобраться, нужно ли мне это, решила написать новый проект по экономике. Он называется «Челночный синдром российской экономики в преломлении современного российского бизнеса». Считаю, тема актуальная, поскольку сегодня в России мало специалистов и предпринимателей, которые реально осознают, что такое правильный бизнес, как его строить. То, что происходит вокруг нас, напоминает больше фарцовку, нелегальную коммерцию. Для написания нового проекта мы вместе с наставниками проанализировали развитие бизнеса в Нефтеюганске. Брали конкретные фирмы, предприятия, проводили системный анализ. Оценивали, чем занимается, какая система финансовой деятельности, есть ли посредники».
Вы удивитесь, насколько ребята вовлечены в разработку тем. Да и реально ли, что девятиклассница это может сделать? Как выяснилось, вполне! Отличница, умница и красавица, Элина Бекшенева всегда активно участвовала в общественной жизни школы, в образовательных конкурсах и олимпиадах, была лидером школьного парламента. Безусловно, такие умные головы не подкачают, и за Россией останется звание высокоинтеллектуальной страны.
Наука — образование — производство
Тех, кто необыкновенно одарен от природы, единицы. Остальные — продукт воздействия среды, которая складывается вокруг. Вы заметили, что в младших классах лучше учатся девочки? Они усидчивы, аккуратно выполняют домашние задания. «Какая способная, вундеркинд!» — часто слышит такая отличница. Но уже через пару лет, если у нее не обнаружится склонность к определенному предмету, девочка станет средней ученицей. И наоборот. Приходит никому не известный мальчик, а выходит медалист, победитель международных олимпиад. Это результат большой работы педагогов, участия родителей и влияния той атмосферы, где находится ребенок.
В основе предпрофессионального образования — триада: наука, образование, производство. Поэтому наличие оборудования, на котором молодежь может творить, — подспорье для различных кружков. «Эксперимент» — одна из тех площадок, где школьники могут глубоко погрузиться в инженерную среду. Здесь они видят и могут «пощупать» процесс конструирования, проектирования и даже изобрести собственное оборудование. Десятки наименований, в том числе микроскопы, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники. Такое оснащение позволит сегодняшним школьникам освоить основы физики и химии, черчения, помогут в изучении геодезии и картографии (да и других дисциплин), промышленной оптики и в разработке сверхпроводников.
Но техника техникой, а вдохновляют ребят учителя. Для Ивана Морозова, ученика 11В класса СОШ №5, таким наставником стал Валерий Евгеньевич Комков. Ученик физико-математического класса спустя месяц обучения в клубе непринужденно общается на тему жесткого съема стеклянной призмы.
«Я решил, что ходить сюда необходимо, дабы расширить свой кругозор, — признается Иван. — Посещаю индивидуальные занятия Валерия Евгеньевича. Очень нравятся наши рассуждения, которые двигаются от одной темы и плавно переходят в другую. Пока конкретного проекта у меня нет, зато есть огромная сфера вопросов, направлений, где я ищу, как раскрыть физические тайны. Среди интересных для меня направлений — строение атома, поля, фундаментальные законы физики».
Педагог вторит ученику. «По сути дела, основной вопрос состоит в том, чтобы придумать новую модель атома. Мы покусились на Резерфорда со всеми остальными учеными. Хотим открыть новую форму модели атома, — улыбается Комков. — Чем хороши подобные клубы? Здесь нет границ для творчества и мышления. Хотим и будем заниматься созданием нового коллайдера (большой адронный коллайдер — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений. — Прим. автора). Мы не бесцельные фантазеры. Мы прекрасно понимаем, что под темой или разработкой должна быть реальная физическая основа. Может, он будет физиком-теоретиком, а может, инженером. Время покажет. Главное — развивать область естественных наук, а также исследовательские наклонности самих ребят».
Югра и Нефтеюганск развиваются стремительно, а для совершенствования инфраструктуры округа требуются все новые и новые инженеры. Семимильными шагами эта профессия обгоняет по престижности даже программистов.
Между тем, если раньше родители гордились тем, что ребенок всерьез увлечен географией, математикой, то сегодня возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы — станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто бы мог стать выдающимся конструктором подводных лодок, самолетов, ракет или строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка.
Поэтому нужно начинать думать о том, что будущее начинается сегодня. С новых требований человечества и нового поколения, перед которым открываются новые возможности. С новых открытий. Сейчас инженером быть престижно и сверхинтересно, к тому же национальная технологическая инициатива провозглашает, что во многих инновационных областях Россия к 2035 году должна занять достойное место.
Юлия Чашникова