Недаром Владимир Путин постоянно подчеркивает, что качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основой для его технологической, экономической независимости.
В нашем округе этому вопросу также уделяют большое внимание. Как отметила губернатор ХМАО — Югры, в современном обществе все больший запрос формируется на научно-техническое творчество детей, на подготовку будущих ученых, инженеров, химиков, создателей компьютерных программ, робототехники.
Задумывая проект, мы даже не представляли, сколько возможностей есть у юных нефтеюганцев для занятий научно-техническим творчеством. И в этом, конечно, им помогают педагоги различных учреждений.
Например, Римма Владимировна Пугач, преподаватель школы юных математиков «Эрудит» Центра дополнительного образования (8 мкр). Автор программы, она убеждена: чтобы стать успешным в математике, нужно увлечься ею с раннего детства. К педагогу и приходят такие: увлеченные, одаренные, желающие и готовые с головой окунуться в мир «царицы наук». Так, сегодня в «Эрудите» обучаются порядка 150 ребят из 5-11-х классов. Расширяют свой математический кругозор, ищут ответы на сложные задачи, готовятся к различным очным и заочным олимпиадам.
Для Риммы Владимировны важно и то, чтобы дети видели результат своего труда, подкрепляя его все новыми и новыми достижениями. И ребятам это успешно удается. Они принимают участие в международных математических конкурсах, турнирах, викторинах, во всероссийских конкурсах исследовательских работ, в окружном физико-математическом турнире…
Одна из талантливых учениц педагога Диана Кайбичева — ныне студентка третьего курса факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова. Посещая «Эрудит», она поняла, насколько объемна и многогранна математика, а полученные знания дали девушке путевку в жизнь.
Рассказали мы и об уникальном преподавателе технического объединения Дома детского творчества Александре Молодёжникове. Педагог работает в разных направлениях. Одно из них — школа юного пилота. Тогда, посетив мастерскую, мы были приятно поражены тем, какие модели изготавливают ребята: и квадрокоптер, и планер, и самолет с различными моторными установками, и беспилотники… При этом воспитанники Александра Петровича используют современное программное обеспечение: 3D-принтер, станок ЧПУ, лазерный резак.
Так, модель Владимира Корсунова получила признание на Международном авиационном космическом салоне в 2013 году. Сейчас этот юноша учится в Московском авиационном институте.
В августе текущего года аппарат с реактивно-пульсирующим двигателем представит на МАКСе Дмитрий Цугуй. В конце марта на Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее» воспитанники Молодёжникова представили микроспутник. Ребята не только создают самолеты, но и запускают ракеты с реактивным двигателем! А еще занимаются робототехникой. Особенно нам запомнился герой фильма «Короткое замыкание» робот №5, немного похожий на Валл-и. Детище Станислава Хандрико и Кирилла Липина, этот робот на гусеницах способен брать предметы, видеть препятствия, объезжать их, преодолевать невысокие преграды.
Совершенно удивительным показалось нам еще одно направление — аниматроника. В нем ребята не просто разрабатывают программы — они программисты-художники, способные создавать как подвижные механизмы, так и техноскульптуру. При помощи чертежей, выполненных на станке, объемная конструкция вырезается и собирается из отдельных деталей.
Александр Молодёжников следит за интересами молодого поколения, что помогает дать импульс для развития. И педагогу это прекрасно удается, недаром в прошлом году он одержал победу среди 60 участников Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям!».
Думаю, небезынтересным для наших читателей было узнать, что в СОШ №2 открылось школьное конструкторское бюро. Напомню, программа развития инженерного образования в этой школе работает уже три года, и КБ — первая серьезная ступень развития научно-технического творчества.
Система инженерного образования подразумевает, что ребята из 6-7-х классов учатся работать своими руками: что-то собирают, выжигают, конструируют, моделируют. Восьми- и девятиклассники погружаются в исследовательскую деятельность: учатся писать собственные проекты, работают над решением поставленных задач. А вот выпускники аккумулируют все знания, умения и в итоге разрабатывают и воплощают в жизнь свои проекты. Таким образом, школьники получают возможность определиться с дальнейшим профилем своего обучения — многие изобретатели-девятиклассники выберут для себя технологическое направление.
Как же было интересно побывать на заседании конструкторского бюро! Семиклассники Артур Исламов и Владимир Максимов рассказали, как создавали космическую ракету. По их мнению, все просто: стоит только купить твердотопливный двигатель, на 3D-принтере создать головной обтекатель, основу и стабилизатор сделать из ватмана и пенопласта, а парашют для космонавта смастерить из целлофанового пакета — и ракета к запуску готова. Однако во время первого ее запуска подвел аккумулятор, который разрядился не вовремя. Больше таких промахов не допускали. Имитация запуска ракеты с космодрома получилась по-настоящему захватывающей!
Стоит отметить, что в СОШ №2 немало неординарных учеников. Совсем недавно мы рассказали об ученице десятого, индустриально-технологического класса Милене Галиуловой. Ее разработка, уже получившая патент, может стать настоящим открытием.
Вместе с руководителем научно-исследовательского центра «Эксперимент» Валерием Комковым она разработала проект «Система контроля ЭКОМ-1 для оповещения о порывах нефтяных трубопроводов на основе специальных датчиков приема информации по радиоканалу».
Не будем многословны: одна система ЭКОМ-1 способна наблюдать и отслеживать возможные аварийные ситуации на трубопроводах протяженностью до 50 км. Мало того, что это сбережет природу, использование такой системы приведет к огромной экономии, ведь расходы нефтегазодобывающих компаний, связанные с разливом нефтепродуктов и их потерями, исчисляются порой миллиардами (!) рублей.
Свое профессиональное будущее девушка собирается связать именно с нефтяной отраслью. И то, что у нее все получится, не вызывает сомнений.
Рады мы были познакомиться и с учеником СОШ №10 Джейхуном Гидаевым, участником Всероссийской олимпиады по технологии. Вместе со своим педагогом, учителем технологии Андреем Колентеевым, он рассказал нам о проекте, результатом которого стал комплект приспособлений, дающих возможность вытачивать на токарном деревообрабатывающем станке полые детали в форме ваз, шкатулок, тарелок. Новизна работы заключается в конструкции придуманного ими патрона, позволяющей закреплять заготовку бережно, не оставляя на ней следов. Данный комплект приспособлений, а также напольная ваза, которую Джейхун выточил на токарном станке, и были продемонстрированы на олимпиаде, заслужив высокую оценку жюри.
Вот такие ребята — не только творческие, но и мастеровые — живут в нашем городе.
Но большее количество статей «Умного города» было посвящено воспитанникам детского технопарка «Кванториум», организованного на базе Регионального молодежного центра. И каждый раз мы убеждались, что сегодня созданием высокотехнологичных роботов заняты, наряду с учеными мужами крупнейших мировых университетов и корпораций, простые нефтеюганские мальчишки (а порой и девчонки) — те самые ребята с нашего двора.
И технические возможности технопарка неоднократно поражали наше воображение. Мальчишки и девчонки здесь не просто учатся работать со сверхсовременной техникой, а сами ее создают. Сегодня на базе «Кванториума» работают пять квантумов — так в технопарке называют образовательные направления. Ребята познают прикладную космонавтику и занимаются проектированием космических аппаратов, изучают перспективные транспортные средства и малую беспилотную авиацию, обучаются программированию и конструируют автономных роботов.
Мы не раз бывали на различных соревнованиях и с азартом наблюдали гонку дронов. Беспилотным летательным аппаратам под управлением ребят предстояло за минимальное время несколько раз пролететь вокруг препятствий и приземлиться на специальную площадку. Следили за полетом каждой запущенной самодельной твердотопливной ракеты. Наблюдали, как юные химики участвовали в научном шоу. Мы болели за наших кванторианцев, когда они принимали участие в окружных соревнованиях по робототехнике в рамках IX Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС. И очень радовались, когда в состязаниях «КвантоБоты» и «Dronracing» юные нефтеюганские инженеры взяли золото и серебро.
Да и как не порадоваться за Даниила Новоселова и Василия Платонова, которые в компетенции «Трубопровод» собрали робота и запрограммировали его так, чтобы он смог проехать по замкнутой линии один круг. При этом он должен был убрать со своего пути два кубика, а еще два — довезти до финиша. И ребятам это прекрасно удалось — лучшее время на состязаниях! Тематика задания была выбрана не случайно: на практике такие функциональные роботы могли бы очищать недоступные человеку территории, например, от мусора или последствий ЧС.
В соревнованиях «Dronracing» приняли участие постоянные герои наших статей Дима Белоусов и Анатолий Шабалда. Помним, как однажды Дмитрий признался, что разрабатывает концепцию собственного квадрокоптера. «Вариантов программирования много, пока я думаю, какие нужны мне. Можно, например, сделать так, чтобы квадрокоптер летал совсем без помощи человека, чтобы сам определял, где препятствие, умел его обойти. Придумать подобную программу несложно, главное — знать азы», — говорил он.
На этих соревнованиях ребята «летали» на своих дронах. На воздушной трассе было три препятствия, и нужно было облететь их, не задев и не покинув пределы поля. Не подкачали и в воздушном бою. Юные исследователи заняли второе место. «Круто! — сказали ребята. — Но будем стремиться к лучшему!»
Как жаль, что в статье мы не можем перечислить всех ребят, достигших побед в научно-технической деятельности. Это и Алексей Молодёжников, и Полина Солдатова, и Константин Бухтияров, и Максим Москаленко… Мы убедились: в нашем городе — в «Кванториуме» и в ряде других учреждений — с малых лет воспитывают будущих изобретателей, инженеров и ученых. Думаем, в будущем эти ребята станут высококвалифицированными специалистами, способными совершить настоящий технологический прорыв. И кажется, совсем не за горами то время, когда эти любители математических формул и физических явлений встанут в один ряд с известными мировыми изобретателями.
Уверены, их пример вдохновит и других юных нефтеюганцев. Присоединяйтесь!