Привыкание ребенка к детскому саду может пройти незаметно, а может принести немало волнующих моментов. Как сделать так, чтобы малыш стал посещать учреждение с удовольствием? Об этом и о многом другом рассказала педагог-психолог детского сада № 32 Олеся Хазиева.
Ребенок, только начавший посещать детский сад, испытывает стресс. Ему приходится привыкать к изменившейся среде: детскому коллективу, новому помещению, режиму и правилам. К тому же некоторые дети очень болезненно переживают расставание с мамой. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.
«Адаптация ребенка к детскому саду может протекать по-разному. Есть дети, которые быстро привыкают к изменившейся обстановке, а есть те, кому требуется больше времени. Выделяют три степени адаптационного процесса: легкую, средней тяжести и тяжелую», — отмечает Олеся Талгатовна.
При легкой адаптации малыш за две-четыре недели практически полностью вливается в коллектив. Большинству детей свойственна легкая адаптация. Дети этой категории без слез и истерик заходят в группу, остаются, проводив родителей. У таких ребят быстро налаживается контакт с воспитателем. Они способны озвучить свои просьбы о помощи, идут на контакт с ровесниками, могут на какое-то время увлечься игрой или другим занятием (рисование, собирание конструктора и прочее). Адекватно реагируют на воспитательские одобрительные и неодобрительные реплики, делятся с родителями тем, как прошел день в детском саду.
Адаптационный период средней тяжести длится не менее полутора месяцев. Детям этой категории адаптации свойственны частое недомогание, выражение негативных реакций, чрезмерная плаксивость. Такие малыши с трудом расстаются с матерью, немного плачут после разлуки, но при отвлечении включаются в игру и перестают плакать. Общаются со сверстниками и воспитателем, слушаются общих правил и соблюдают распорядок группы, адекватно реагируют на замечания воспитателя.
«Детей с тяжелой степенью адаптации, как правило, очень мало, но они есть. У них период привыкания может длиться от двух месяцев и затянуться даже до окончания детского сада, — рассказывает психолог. — Такие малыши часто открыто демонстрируют агрессию, тревожность, панику, недовольство, непослушание. А могут, наоборот, уйти в себя, отстраниться от происходящего, закрыться и переживать все в душе, чем способны довести себя до состояния затяжной депрессии.
Им свойственны слезы, истерики при расставании с родителями, нежелание идти на контакт с воспитателями и ровесниками, отказ от соблюдения общих правил поведения, от принятия пищи, истерики при укладывании в кровать. Случаются и особо тяжелые случаи, когда речь идет о полной дезадаптации и невозможности посещения детского сада».
К числу важных факторов, которые влияют на успешную адаптацию, можно отнести возраст ребенка. Самые маленькие детки, в возрасте двух-трех лет, сложнее идут на контакт со сверстниками, больше нацелены на общение с воспитателем. Все дети индивидуальны, и все же оптимальным для привыкания к детскому саду считается трехгодовалый возраст.
Кроме того, на адаптацию влияют степень социализации ребенка, его здоровье, уровень познавательного развития и, конечно, воспитание. Важно и то, каким образом родители настраивают своего ребенка к детскому саду, как ведут подготовку малыша к такой смене обстановки.
«Родители могут и должны подготовить ребенка к детскому саду, чтобы помочь своему чаду легче пережить период привыкания. В первую очередь, обязательно нужно научить малыша самостоятельно кушать, ходить в туалет в назначенное место или хотя бы уметь сообщить об этом воспитателю. Ребенок должен также уметь самостоятельно раздеваться, снимать носки, штаны, юбки, брюки, сандалии», — обращает внимание Олеся Талгатовна.
Перед посещением детского сада родителям стоит готовить ребенка и к общению с окружающими: чаще водить на детскую площадку, на праздники, где большое количество незнакомых малышу детей и взрослых. Перед началом хождения в детский сад желательно заранее познакомить ребенка с воспитателями. Если малыш будет воспринимать педагога как уже знакомого взрослого, ему будет комфортнее находиться в новых условиях.
«Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, проигрывайте ситуации детского сада в домашней обстановке. Чтобы помочь малышу привыкнуть к коллективу и новым условиям, первое время приводите его не на целый день, а на час-два, постепенно увеличивая время нахождения в группе. Процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению обычно длится около месяца, и в это время маме или кому-нибудь из близких лучше быть дома», — советует психолог.
В этот период стоит чаще говорить с ребенком, обнимать его, напоминать, что дома его любят. Вечером, беседуя с крохой, нужно интересоваться тем, как прошел день в детском саду, выслушивать впечатления малыша. Важен и контакт родителей с воспитателем. Приводя ребенка утром в сад, необходимо ставить педагога в известность об изменении поведения и состояния ребенка, чтобы выработать совместную тактику обращения с ним.
Часто родители, сами того не желая, совершают ошибки, которые затрудняют адаптацию. Например, тайком сбегают от ребенка. Это может привести к серьезному испугу малыша, и в следующий раз он уже будет кричать и плакать при попытке родителя отлучиться. Не стоит поощрять ребенка игрушками или вкусностями за то, что он хорошо остался в саду и не плакал при расставании: малыш может стать материально зависимым. Лучше если эти поощрения будут в виде похвалы или совместной игры и общего времяпрепровождения.
«Ни в коем случае не стоит обнадеживать ребенка обманными фразами типа «После полдника я тебя заберу», когда на самом деле заберете лишь после ужина. Всегда стоит помнить: вы для своего ребенка авторитет, опора и надежда; он верит вам и буквально ждет выполнения ваших обещаний», — предостерегает родителей Олеся Хазиева.
Очень большую роль в привыкании детей к детскому саду, естественно, играют воспитатели. Они во время адаптационного периода используют гибкость в режимных моментах, принимая малыша сначала на два часа, постепенно удлиняя время пребывания ребенка с учетом его привыкания к новым условиям. Педагоги применяют к детям индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым. Снисходительно относятся к плачу детей, отзывчивы на просьбы их родителей.
«Воспитатель всегда создает и обеспечивает в группе благополучный эмоциональный климат, умеет вовремя рассказать сказку, потешку, спеть песенку, организовать детей в игру. В период адаптации многие воспитатели используют элементы телесной терапии (берут ребенка на руки, обнимают, поглаживают), стараются создать ситуации, где дети больше смеются, ведь, как известно, смех — лучшее лекарство от стресса, — отмечает психолог. — Педагоги ежедневно беседуют с родителями, вселяя в них уверенность, рассеивая беспокойство и тревогу за их ребенка. При необходимости они направляют родителей за помощью к другим специалистам детского сада».
Стрессовое состояние, в котором находится ребенок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, может привести к нарушению сна, уменьшению аппетита, снижению иммунитета. Но не стоит бояться: по мере привыкания малыша к детскому саду подобные проблемы исчезают.
Адаптационный период — сложное явление, но этот процесс достаточно полезен ребенку, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни: школе, институту, семейным отношениям. А это значит, что родители не должны переживать — наоборот, надо действовать спокойно и рассудительно, помогая тем самым своему чаду легче пережить непростой период.
Комментарий
Олеся Хазиева, педагог-психолог детского сада № 32:
— Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, проигрывайте ситуации детского сада в домашней обстановке. Чтобы помочь малышу привыкнуть к коллективу и новым условиям, первое время приводите его не на целый день, а на час-два, постепенно увеличивая время нахождения в группе. Процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению обычно длится около месяца, и в это время маме или кому-нибудь из близких лучше быть дома.