— Сергей Юрьевич, 2017-й Вы назвали годом исправления ошибок, 2018-й — год масштабного проектирования. Как можно в целом охарактеризовать 2019-й?
— Считаю, что его можно уверенно назвать годом результатов, а в чем-то даже годом прорыва. Особенно такая оценка применима к сфере жилищного строительства. С конца девяностых в Нефтеюганске не вводилось столько жилья, сколько за последние три года.
Если по итогам 2017-го введено в эксплуатацию 16 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов, то в 2018 году данный показатель увеличен до 30 тыс. кв. метров (105% плана), а в 2019-м введено 57 тыс. кв. метров (112% плана).
На 2020 год плановый показатель ввода жилья составляет 44 тыс. кв. метров. Но это лишь планы, а наша задача — работать только на опережение. Перспектива, к которой мы стремимся, — не менее 100 тысяч кв. м жилья в год.
— Программа расселения и сноса балков, вступившая в силу в прошлом году, слишком самоуверенно обещала сделать 2019-й последним годом жизни балочных массивов в Югре. Но в ряде муниципалитетов округа такая оперативность столкнулась с местными проблемами. Действительно нелегко снести за год строившееся десятилетиями. Какова ситуация в нашем городе на сегодня? Что запланировано на 2020 год?
— Когда в городе такое количество аварийного жилья, балков, жители не могут ощущать себя удовлетворенными. Даже если живешь в благоустроенном доме, чувство нахождения за краем географии, когда проезжаешь мимо трущоб, тебя не покидает.
Мы активно решаем вопросы ликвидации и расселения приспособленных для проживания строений, сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Однако немного отстаем от плановых показателей, на что есть ряд субъективных и объективных причин. Наладить работу быстро, как на конвейере, пока не удается. Частные случаи по каждому балку юридически весьма непросто сделать типичными и массовыми.
Хочу напомнить, что программа по сносу приспособленного для проживания жилья была придумана как раз для тех людей, кто осваивал Север и по каким-то причинам не получил достойной жилплощади.
Много случаев повторного заселения балков, стремительного расширения путем пристроек различного рода. Конечно, мы хотим чтобы в Нефтеюганске не было балков, но из-за таких частностей не получается оперативно исполнять все условия программы. А цифры по сносу таковы (смотри вставку)
План мероприятий по расселению граждан из приспособленных для проживания строений разработан и утвержден. Продолжится работа и по предоставлению гражданам субсидий на приобретение жилья, а также предоставление жилых помещений на условиях коммерческого найма с правом выкупа на пять лет в рассрочку.
— Следом за балками подключилась окружная программа расселения и сноса аварийного жилья. Что успели сделать в 2019 году? Какие планы на 2020-й? С какими трудностями приходится сталкиваться, реализуя эту программу?
— На сегодняшний день в нашем городе почти 150 тысяч кв. м ветхого и аварийного жилья. Чтобы расселить людей, проживающих в этом фонде, по новым нормам законодательства мы должны возвести не меньше 300 тысяч кв. м новостроек. Для этого обязаны только наращивать с каждым годом жилищное строительство в Нефтеюганске.
У нас одна из самых трудных задач: город находится в центре Усть-Балыкского месторождения нефти; вдоль дорог, ограничивающих городскую застройку, — действующие нефтяные скважины, а в черте самого города порядка 40 скважин заглушенных. Каждая скважина — это минимум 30-метровая санитарно-защитная зона. В связи с этим основной путь для нового строительства — реновация земель.
Наращивание темпа строительства последние три года позволит уже в текущем году совершить прорыв по сносу «аварийки», что, в свою очередь, освободит место под строительство новых домов. Так что в прорыв уже пошли. Уже есть один стратегический застройщик (по факту строит более 30 тыс. метров в год), сейчас выходим на договоренности со вторым, не менее мощным.
На текущий момент подлежат расселению 198 домов, признанных в установленном порядке аварийными для проживания и подлежащими сносу, общей площадью 118 тыс. кв. метров.
За период с 2017 по 2019 годы расселены 6801 кв. м общей площади жилых помещений, или 495 человек.
В апреле 2019-го утверждена муниципальная адресная программа города Нефтеюганска по переселению из аварийного жилищного фонда. Расселен аварийный жилищный фонд площадью 1000 кв. метров. Данные метры были компенсированы жителям выплатой выкупной стоимости за изымаемые жилые помещения — всего на 59 миллионов рублей бюджетных средств.
Если говорить точечно, то, например, я гарантирую, что за 2020 год жители ветхого 4 микрорайона будут расселены. Надеюсь, что и 5 мкр. удастся расчистить от старого деревянного фонда.
— Есть ли в планах 2020 года строительство в 4 микрорайоне?
— Очень надеюсь, что мы начнем и там строить много. Но, если в ходе различных обсуждений 4 мкр. предлагали отдать под сквер или парк, я все же считаю, что потребность в жилых домах еще очень высока в нашем городе. А четвертый — это центр города, с хорошей развитой инфраструктурой рядом, и должен остаться жилым микрорайоном.
Не устану повторять, что вырваться за пределы нашего нефтяного острова у Нефтеюганска нет возможности, поэтому изыскиваем под строительство жилых домов все, что есть внутри города. И обязательно применяем принцип реновации для ранее использованных под строительство территорий. Нам удалось привлечь в Нефтеюганск застройщиков, которые имеют опыт строительства современного и комфортного жилья.
— Сергей Юрьевич, строительство каких социальных объектов завершилось в прошедшие три года из обязательств бюджета Нефтеюганска?
— Во-первых, это завершение долгостроев. В 2017 году введены в эксплуатацию родильный дом и крытый каток.
Мы завершили строительство станции обезжелезивания воды в том виде, в котором она была спроектирована почти 10 лет назад. Добились лучших за весь период жизни Нефтеюганска показателей по очистке воды, хотя и не дотягиваем до нормативов.
Сегодня приступили к следующему этапу: в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» готовится проект финального этапа очистки. «Объект водоснабжения для повышения качества питьевой воды» включен в региональную программу, утвержденную постановлением правительства ХМАО — Югры от 26.07.2019
№ 239-п «О программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 годы».
На текущий год запланировано проведение проектно-изыскательских работ со сроком завершения в IV квартале 2020-го. Реализация мероприятий по строительству объекта водоснабжения планируется в 2021-2022 годах в пределах бюджетных ассигнований в размере 500 млн. рублей.
Это финансовое участие из бюджетов разных уровней: федерального — 84 млн. рублей, окружного — 395 млн. рублей, местного — 21 млн. рублей. Данные средства предусмотрены окружной программой «Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда» и муниципальной программой «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в городе».
В части реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы города»: за истекшие три года выполнен ремонт 18 участков автомобильных дорог общего пользования и местного значения общей протяженностью 13,3 км.
В 2017 году завершен II этап реконструкции автодороги по ул. Набережной.
В 2019-м выполнено строительство объекта «Дорога № 5 (ул. Киевская)». В декабре дорога введена в эксплуатацию.
В 2022 году будет введена в эксплуатацию новая улица — Центральная (сейчас она проектируется), которая свяжет 11А и 11Б микрорайоны. В планах муниципалитета — строительство автомобильной дороги общего пользования и внутриквартальных проездов в 11Б микрорайоне.
В декабре 2019-го, после длительного проектирования, с ООО «Евро-Строй» заключен контракт на выполнение капитального ремонта здания спорткомплекса «Сибиряк».
Проектно-сметной документацией предусмотрены замена дефектных плит и ремонт поврежденных плит покрытия, усиление стен, расширение существующих дверных проемов, замена напольного отопления в большом бассейне. А также ремонт вентиляции и противодымной защиты, системы водоснабжения и водоподготовки, канализации, электроснабжения, охранного телевидения, автоматической пожарной сигнализации, кровли, фасада с утеплением и другие работы. Стоимость контракта составляет 210 млн. рублей. Окончание работ согласно графику их производства — 30 августа 2021 года.
— Новое для всех слово «концессия» теперь звучит и в нашем городе. Подписано первое концессионное соглашение. Можно подробнее об этом документе, о его пользе для нашего города? Какие сферы жизни нефтеюганцев может в ближайшее время затронуть концессия и хорошо ли это?
— Последняя школа в Нефтеюганске была введена в эксплуатацию еще в начале 2000-х. Город растет, и потребность в школах, особенно в новых микрорайонах, высокая. Хотелось бы отметить, что строительство объекта образования «Средняя общеобразовательная школа в 17 микрорайоне г. Нефтеюганска (общеобразовательная организация с углубленным изучением отдельных предметов с универсальной безбарьерной средой)» на 1600 мест будет осуществляться именно на условиях концессионного соглашения. Оно заключено в декабре 2019 года с обществом с ограниченной ответственностью «Образовательная инфраструктура».
Вышел концессионер, который реализовал строительство и ввод социальных объектов в других муниципалитетах Югры. Больше понимания со стороны исполнителя — важный аспект в реализации первого концессионного соглашения в нашем городе. Он с опытом, а мы будем учиться.
Кроме того, отдать в концессию планируется и уличное освещение, которое нуждается в срочном и масштабном финансовом вливании. Освещение в Нефтеюганске уже нельзя модернизировать, как нельзя модернизировать «Жигули» шестой модели, требуя от нее функционала «Мерседеса». То, что представляет собой сегодня сеть дорожного и внутриквартального освещения, можно лишь поддерживать, чтобы город совсем не погрузился во тьму.
А концессия — быстрый способ привлечения соинвестиций для полной замены устаревших сетей. Реализация данного проекта позволит достичь и снижения энергопотребления без ущерба безопасности дорожного движения. А также адресного диагностирования неисправностей на линии и их оперативного устранения, что, в свою очередь, положительно повлияет на качество жизни горожан.
— Тема инвестиций еще больше актуальна в наступившем году. Нефтеюганск входит в инвестиционные программы разноуровневых бюджетов, в город заходят частные инвесторы, готовые вкладывать деньги в развитие городской инфраструктуры. Какие проекты будут реализованы в муниципалитете в рамках программ и что построит частный инвестор?
— В 2019 году в Адресную инвестиционную программу ХМАО — Югры на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов включены следующие объекты:
— «Многофункциональный спортивный комплекс в г. Нефтеюганске» (средства бюджета на 2020 год — 418 млн. рублей, на 2021 год — 418 млн. рублей);
— «Строительство пристроя к школе № 5» (средства бюджета округа на 2021 год — 289 млн. рублей);
— «Детский сад на 320 мест в 5 микрорайоне» (средства бюджета округа на 2021 год — 269 млн. рублей);
— «Детский сад на 300 мест в 16 микрорайоне» (средства бюджета округа на 2021 год — 227 млн. рублей);
— «Объект водоснабжения для повышения качества питьевой воды» (средства бюджета округа на 2021 год — 263 млн. рублей, на 2022 год — 131 млн. рублей).
Согласно утвержденному бюджету на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрено строительство следующих объектов:
— «Многофункциональный спортивный комплекс» (1 млрд. 132 млн. рублей);
— «Учебный корпус школы № 5» (643 млн. рублей);
— «Средняя общеобразовательная школа в 17 микрорайоне» (512 млн. рублей);
— «Детский сад на 320 мест в 5 микрорайоне» (452 млн. рублей);
— «Детский сад на 300 мест в 16 микрорайоне» (252 млн. рублей).
Главная задача инвестиционной политики — формирование благоприятной среды, способствующей привлечению инвестиционных ресурсов и повышению эффективности их использования в социально-экономическом развитии образования.
С целью привлечения инвесторов и повышения инвестиционной привлекательности на территории Нефтеюганска сформированы инвестиционные площадки для развития бизнеса.
Заключено семь соглашений об инвестиционном сотрудничестве, предусматривающих привлечение внебюджетных источников финансирования. В результате их реализации планируется создание 2602 рабочих мест, объем инвестиций составит более 5 млрд. рублей.
В истекшем 2019 году реализованы три инвестиционных соглашения:
— завершено строительство логистического центра торговой сети «Монетка». Объем инвестиций составил 2 млрд. рублей, будет создано 609 рабочих мест;
— выполнена реконструкция производственно-торгового комплекса «Пятерочка». Объем инвестиций составил 120 млн. рублей, создано 300 рабочих мест;
— открыта сеть детских садов «7 гномов». Объем инвестиций составил 23 млн. рублей, создано 103 рабочих места.
В текущем году планируется ввод в эксплуатацию:
— цеха по сборке металлоконструкций (объем инвестиций — 200 млн. рублей, 250 рабочих мест);
— торгового центра «Рандеву» с супермаркетом и кинотеатром (2 млрд. рублей, 530 рабочих мест).
Инвестиционной программой акционерного общества «ЮТЭК-Региональные сети» запланировано строительство в Нефтеюганске трех подстанций ПС 35/6 кВ с питающими и отходящими сетями электроснабжения. Хочу подчеркнуть значимость строительства данных подстанций как важную составляющую электробезопасности города. Изначально большая часть подстанций принадлежит «РН-Юганскнефтегазу», а необходимо, чтобы у города были свои мощности.
— Городской бюджет — настоящий живой организм. Опять рассматриваем последнее трехлетие. Есть ли динамика изменений или, наоборот, устойчивые показатели стабильности городской казны и ее наполняемости?
— Основная цель бюджетной политики — обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города.
По итогам 2019 года исполнение по доходам составило 8 млрд.
177 млн. рублей. За истекшие три года доходная часть бюджета увеличена на 19,2%.
Обеспечен ежегодный рост собственных доходов городского бюджета. Так, за прошедшие три года прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета Нефтеюганска составил 19,3%.
Общий объем расходов бюджета города, произведенных за 2019 год, составил 8 млрд. 511 млн. рублей. За истекшие три года расходная часть бюджета увеличена на 27,6%.
Бюджет Нефтеюганска традиционно сохраняет свою социальную направленность. Удельный вес расходов на социальные отрасли составляет более 60% общей суммы. Как и на протяжении предыдущих лет, бюджет города осуществляет гарантированное выполнение в полном объеме всех социальных обязательств.
Основными приоритетами бюджетной политики в области расходов являются безусловное выполнение задач, поставленных президентом Российской Федерации в майских указах, а также принятых обязательств, предоставление населению качественных и доступных муниципальных услуг, эффективное расходование бюджетных средств.
В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета, повышения качества и эффективности управления финансовыми ресурсами постановлением администрации города от 04.02.2019 № 45-п утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Нефтеюганск на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Эффект за 2019 год по росту доходов составил 36,1 млн. рублей, или 220,3% плана, по оптимизации расходов — 2,4 млн. рублей, или 193,3% плана.
— Что Вам лично хотелось бы изменить в 2020 году в Нефтеюганске?
— Все, что я сейчас перечислил, — это моя и наша повседневная работа. Повышение качества жизни горожан — для нас будничный труд. А в погоне за оптимизацией и эффективностью порой забываешь о праздниках.
В Нефтеюганске должны быть красочные и незабываемые праздники! Настоящие события — яркие события, чтобы с эффектом «вау!». С невероятной иллюминацией, как в больших городах, с современными перфомансами и народными акциями, с необычными арт-объектами и, как следствие, незабываемыми впечатлениями. Каждый нефтеюганец за свой нелегкий труд на севере достоин быть частью этого праздника!
Михаил Перминов