А служили ребята в Средней Азии, в Ракетных войсках стратегического назначения, где получили профессию механика-водителя — заправщика артиллерийского тягача АТТ. Словом, были самыми востребованными. Молодежи хотелось романтики, новых свершений.
У Владимира была и более прозаичная причина. До армии он работал в ремонтно-эксплуатационном пароходстве родного поселка Порт Дербешка (в 80 километрах от Набережных Челнов). Ходил рулевым на баркасе пароходства «Волготанкер». И вдруг узнал из писем близких, что на его родине планируется строительство Нижнекамской ГЭС. В связи с этим РЭП ликвидируют, жителей перевезут в другие районы, а порт-поселок будет затоплен. Словом, возвращаться было некуда, что еще более утвердило его в намерении отправиться на север.
Путь был неблизким. Из Тюмени самолетом добрались до Сургута, оттуда на Ми-6 — до вертолетки Усть-Балыка. Прибыли в осенних курточках и фуражках, а на улице минус 53. В контору разведочного бурения, которой руководил Александр Николаевич Филимонов, бежали вприпрыжку. Там молодых специалистов встретили радушно. Их ждали, тут же снарядили одеждой, выдав шубы, шапки, унты, и отправили в общежитие, находившееся в 4 микрорайоне. Парней засели в одну комнату восьмиквартирной деревяшки. Через день ребята устроились на работу дизелистами.
«Нашей задачей были заправка агрегатов маслом и соляркой, а также контроль за слаженной работой механизмов», — вспоминает Владимир Степанович. Говорит, поначалу даже не ощущали мороза. Ведь кругом стоял лес, который не давал разгуляться ветру. Только и было слышно, как на холоде трещат деревья. Только обмороженные уши и носы напоминали молодым специалистам о том, что с морозом шутки плохи.
Долго трудиться дизелистом Владимиру Кетову не позволил неугомонный характер. Стало скучновато на этой работе, поэтому устроился в дорожно-строительную контору по обслуживанию зимника до поселка Демьянска. На БАТ-М (бульдозерный артиллерийский тягач модернизированный) расчищал дорогу от снега. Позднее перешел в автотранспортную колонну, возглавляемую Иваном Макаровичем Забиякой. В этой организации и трудился до самой пенсии. Менялись названия предприятия, руководители. Пришел в АТК, а на за¬служенный отдых уходил из ЮАТ.
Дизелист Нефтеюганской конторы разведочного бурения, водитель артиллерийского тягача, водитель гусеничного тяжелого транспортера по открытию зимников — кем только не довелось потрудиться Владимиру Степановичу! Вездеходчик, он много лет работал на ГАЗ-71 для объезда кус¬товых площадок.
В половодье, например, или в заснеженную пору по-другому к ним было не добраться. Климат в наших краях резко континентальный. Утром бывает плюсовая температура, а вечером — минус тридцать и буран. Да и местность болотистая — техника проваливалась под лед, вот и ездил Владимир Кетов по вызову в любое время дня и ночи.
Вспоминает, как однажды на Западнобалыкском месторождении спасал замерзающих вышкомонтажников. «Дело было 3 января. Утром на термометре было минус три, а вечером уже минус 30. Поехавший за неф¬тяниками «Урал» занесло снегом. Послали на выручку меня. Не забуду, как в теплую кабину вездехода влетели три поварихи, продрогшие до костей. А 27 вышкомонтажников едва уместились в кузове. У моста в городе нас уже ждали два автобуса», — рассказывает Владимир Степанович.
С улыбкой повествует и о случае, когда ездил на вездеходе в Сайгакино за роженицей. Правда, к его прибытию ребенок уже благополучно появился на свет, а Владимиру Кетову осталось лишь отвезти маму с новорожденным в роддом.
Все хорошо сложилось у Владимира Степановича и в личной жизни.
Рядом с мужским общежитием соседствовало женское. Кетов и трое ребят-сослуживцев подружились с девушками. Кстати, четыре красавицы проживали, как и парни, в одной комнате. Через год четыре пары сыграли свадьбу. Семьи получились крепкие и надежные. «Жаль только, двух моих друзей уже нет в живых», — сетует старожил.
Владимир Степанович с супругой Антониной Павловной пронесли любовь через долгие годы. Вырастили двух дочерей — Ольгу и Ларису. Хотя, признается, из-за постоянной работы не так много, как ему хотелось бы, участвовал в воспитании дочек. Но у жены всегда находил понимание, а дома его непременно ждали уют, вкусный ужин, забота и внимание. И это притом что Антонина Павловна тоже без работы никогда не сидела: сначала трудилась на стройке, а потом в течение многих лет — бухгалтером в Сбербанке.
Примечательно, что семейные пары пронесли дружбу через многие годы. Вместе ездили на рыбалку, по грибы и ягоды, да и просто отдохнуть на природе с детьми. С большой ностальгией вспоминает ветеран годы молодости. «Люди были другими. Для нас было важным живое общение, вместе проводили все праздники. А теперь посмотришь, все по своим домам», — говорит он.
К счастью, его семья любит общение. Дочери с мужьями живут в Нефтеюганске и часто навещают родителей, да и самих приглашают в гости. Ольга Владимировна работает логопедом в детском саду, Лариса Владимировна — бухгалтер и начальник отдела в «Энергосети». Есть о чем поговорить ветерану и с зятьями, они оба водители. Олег Владимирович на автобусе возит вахту на Приобское месторождение, Михаил Григорьевич работает на погрузчике. Радуют ветерана труда внучки Ирина и Татьяна, а также правнучка Анна. Старших представителей семьи объединяет любовь к огородничеству: на три семьи три дачи.
Беседуя с Владимиром Степановичем, рассматривали многочисленные фотографии.
«Время было патриотичное. Хотелось сделать как можно больше на благо общества, и это были не просто красивые слова. Мы понимали: надо значит надо. Поэтому не считались со временем. Но и страна щедро поощряла нас за заслуги», — рассказывает наш герой.
В 1976 году за разведку трассы на Южносургутское месторождение Владимира Степановича наградили орденом Трудовой Славы III степени и дали новую квартиру. Она пришлась как раз кстати: подрастали дочки. Говорит, за ударный труд премировали различной техникой. Вручали и холодильник, и микроволновку, и телевизор. Трудовая книжка пестрит благодарностями. По праву гордится мой собеседник званиями почетного нефтяника, ветерана труда, неоднократного победителя соцсоревнований.
Бураны, морозы, бездорожье, паводки, болота, непроходимая тайга стали когда-то для Владимира Кетова учителями по выживанию на севере. Строгими, не делающими поблажек, требующими трудолюбия, мужества и преданности своему делу. Свой жизненный экзамен на прочность наш герой выдержал на твердую пятерку.