Дети — очень непосредственные люди, с которыми каждый день приходится искать ответы на сложные вопросы, уверена она.
Светлана Николаевна родилась в Томской области. Совсем маленькой девочкой она с восхищением наблюдала за своей первой учительницей, Костюковой Зинаидой Михайловной. Мечтала, что будет такой же красивой, серьезной и умной, как она. Что ее тоже будет окружать множество любящих учеников.
Сделав свой выбор в первом классе, утвердилась в нем будущий педагог уже в старшей школе.
«Тогда на моем пути встретился удивительный человек — Лидия Пономарева. Ее я считаю своим главным учителем. Она в то время не вела уроки, а была руководителем школьного музея имени Пушкина, — вспоминает наша героиня. — Но именно Лидия Евгеньевна показала мне путь, зажгла огонь в моей душе. Она восхищала тем, что очень любила литературу и свою работу. Для меня этот человек стал настоящим учителем, открыл мне мир литературы, показал красоту русского слова».
Уже учась в десятом, педагогическом, классе, девушка давала свои первые уроки. Особенно ее впечатлил урок внеклассного чтения с третьеклашками. Ребята настолько прочувствовали произведение Юрия Коваля «Алый», что рыдали вместе с юной учительницей. Именно тогда Светлана Литвиненко поняла, что быть учителем русского языка и литературы — ее судьба.
После школы она поступила в Томский государственный педагогический университет. Во время учебы ей предложили вести по субботам дополнительные уроки в лицее. Предмет назывался «Литература в музыке». Ученики были настолько мотивированы получать новые знания, что стало понятно — путь выбран верный.
В Нефтеюганск Светлана Николаевна приехала вместе с мужем в 1998 году, устроилась в СОШ № 2. После декрета семь лет работала в седьмой школе, а в 2011-м ее пригласили в пятую, которая как раз начала функционировать как многопрофильная.
«Мне было достаточно тяжело: здесь все было по-другому. Огромный поток детей — я преподавала у шести десятых классов. Мне хотелось запомнить каждого ребенка, но их было очень много. К тому же старшеклассники — уже взрослые, состоявшиеся личности. Поэтому я люблю начинать с пятых классов. Они приходят к тебе маленькие, ты видишь, как они растут, привязываются к тебе, и чувствуешь, что ты нужен им», — поделилась моя собеседница.
Самыми значимыми достижениями в профессиональной деятельности Светлана Литвиненко считает успехи своих учеников. Это и высокие баллы на ЕГЭ, и победы в конкурсах. Еще один важный для нее результат — когда дети приходят на уроки с желанием. Несколько лет назад она организовала клуб «Зеленая лампа». В волшебной атмосфере, в освещении лишь лампы с зеленым абажуром 15 восьмиклассников каждую субботу собирались и обсуждали с любимым учителем произведения.
«Была в этом какая-то тайна, то, что нас объединяло. Первое заседание я никогда не забуду. Это была встреча к юбилею Сергея Есенина, и дети с того мгновения очень полюбили поэзию. Я люблю чтение, — признается Светлана Николаевна, — и для меня было важно, что мы часто советовали друг другу, что можно почитать. На лето у меня набирался большой список, и многие произведения действительно оказывались довольно интересными».
Одним из таких произведений стала повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». По сюжету птица учится жизни и искусству полета, не раз падая и ударяясь о воду, но не сдается и продолжает оттачивать мастерство. Так и сама преподаватель за 22 года работы не раз сталкивалась с трудностями и разочарованиями, но сомнений в том, что выбрала правильный путь, не испытывала ни разу.
«Есть такое понятие — педагогическое выгорание. Я его очень боюсь, потому стараюсь не останавливаться и постоянно совершенствоваться. Наш директор, Валентина Александровна, — очень заинтересованный человек, она всегда в поисках чего-то нового. В прошлом году я была в Екатеринбурге и видела, какие технологии там осваивают на уроках. Очень хочется перенять их опыт», — рассказала Светлана Литвиненко.
Так каким же должен быть идеальный учитель? На этот вопрос наша героиня отвечает строчками из стихотворения С.В. Беловой:
Думала: главное — формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет.
А оказалось — всего лишь любить.
Только любить. Вот и все.