Warning: Undefined array key "_wpupa_attachment_id" in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
В наши северные края Абдуманап Пратов приехал в 1984 году по комсомольской путевке. Из небольшого киргизского городка Кызыл-Кия (в переводе с киргизского — «красная тропа»), где остались его родители, четыре сестры и два брата, тропа моего героя пролегла на север. «Я был молодым, только-только после армии, хотелось романтики, испытать себя, — вспоминает Абдуманап. — На шее у родных мне не сиделось, да и холостой я тогда был — надо было на калым копить. Кто бы мог подумать, что я останусь здесь навсегда».
Как только приехал в Нефтеюганск, принялся искать работу. Пришел в одну строительную организацию, а кем хочет работать — не знает, в дипломе-то семь специальностей: и тракторист, и шофер, и экскаваторщик… «Говорю в отделе кадров: работы не боюсь, отправляйте туда, где больше получают. Так и приняли меня экскаваторщиком. А работать отправили в Ярково, рубить лес», — смеется Абдуманап Жамчиевич.
Работа была нелегкой и не такой уж денежной, поэтому через полгода устроился бетонщиком, уже в Нефтеюганске. А в душе — мечта сидеть за баранкой (с самого детства видел себя шофером). Спустя еще полгода мечта сбылась: предложили место водителя «КАМАЗА» на автобазе. «Год прошел, а денег, сколько хотел собрать, никак не набиралось. А тут у нас была большая база, где ребята грузчиками работали. Правда, тяжело, но деньги хорошие». Подумал молодой киргиз да снова поменял работу. И уже меньше чем через год поехал домой в Кызыл-Кия за невестой. С будущей женой Сабирой они дружили шесть лет, ждали друг друга. «Вот так наша семья и родилась», — вспоминает Абдуманап Жамчиевич.
В детской сказке эта фраза означала бы счастливый конец. Но в жизни Абдуманапа переезд жены в Нефтеюганск стал лишь началом долгого тернистого пути. После рождения старшего сына, Азамата, здоровье супруги пошатнулось, не без проблем для нее появились на свет и младшие сыновья-двойняшки Асан и Усен. Жене было тяжело, ей совсем не подходил местный климат, и молодой отец помогал изо всех сил. «Наверное, я был первым мужиком, который лежал с маленькими, двухкилограммовыми двойняшками в больнице. Медсестры в шутку ставили меня роженицам в пример: мол, смотрите, у него двое спокойно спят, не капризничают, а вы с одним управиться не можете!» — смеясь рассказывает Абдуманап.
Спустя пару лет, когда уже было все: дом, машина, гараж, — на семейном совете приняли решение уехать домой, не портить здоровье супруге. Сказано — сделано. В короткие сроки продали все имущество и вернулись на родину. Кто ж знал, что из-за инфляции накопленное честным трудом пропадет в один миг. Пришлось снова приехать в Нефтеюганск. Была еще одна попытка уехать с севера: брат Абдуманапа, живший на тот момент в Читинской области, позвал родных к себе. Но север снова не отпустил. Так и решили: больше из Нефтеюганска ни ногой.
Нелегко было в то время. Многие из тех, кто в 1984-м приехал из Киргизии на север, были вынуждены уехать. Но оставшиеся всегда поддерживали друг друга. «Мы ведь все были почти ровесниками, спросить совета было не у кого. Многие ехали как я: сначала сами на разведку, а уж потом привозили жен. Я говорил всем, что мы должны быть друг другу настоящими братьями, должны общаться, поддерживать тех, кому трудно», — рассказывает Пратов.
Люди на север приезжали молодые, а потому скорыми были свадьбы. Остро стоял вопрос и с жильем: не всем приезжим давали комнаты, а уж квартиры и вовсе тогда казались роскошью. Пришлось в свое время и Абдуманапу Жамчиевичу пожить у земляков: из общежития выгнали, а на собственный балок пока не накопил. И у него жили друзья киргизы, когда семья Пратовых приобрела свое жилье в Звездном.
«Уже тогда у меня была мечта, чтобы про нас, киргизов, в Нефтеюганске знали. Чтобы у нас была собственная общественная организация. В 1990-е мы все стали отдаляться друг от друга, а это в корне неправильно, — уверен Абдуманап. — Да, мы можем отличаться цветом кожи, но все мы — люди! И нас, представителей разных национальностей, культур, не только можно — нужно объединять. Хорошо, что эту мысль в России поддерживают и продвигают на самых высоких уровнях».
Общественной организации киргизов, о появлении которой всегда мечтал Абдуманап Жамчиевич, нет и пяти лет. Но все участники «Манаса» — это горожане с активной жизненной позицией: всегда участвуют в Параде Победы, в праздновании Дня независимости. Живя у нас, в России, они не просто не забывают свою культуру, они знакомят с нею и нефтеюганцев. И в то же время изучают другие обычаи и традиции.
Очень тесно киргизы Нефтеюганска общаются и друг с другом. «У нас есть свой чат, там и общаемся. Например, объясняем недавно приехавшим, как правильно оформить документы на работу, обсуждаем изменения в законодательстве, которые касаются нас. Жизнь ведь разная: кто-то ищет работу, кому-то нужно помочь деньгами», — рассказывает Абдуманап Жамчиевич. И добавляет с высоты своего опыта, что такое общение с земляками очень важно. Он, испытавший все, как говорится, на собственной шкуре, помнит, как не у кого было спросить совета, как приходилось узнавать все методом проб и ошибок. «Теперь мы, старшие, с радостью помогаем нашим землякам. А иногда и сами учимся у них. Я ведь уехал из Киргизии совсем молодым, многих обычаев и традиций не знал, что-то узнал только на наших встречах», — делится Пратов.
Особое отношение у него и к своей семье. Вместе с супругой они вырастили и выучили троих сыновей, а совсем недавно обрели и дочь. «Я всегда мечтал о девочке, — признается Абдуманап Жамчиевич, — а потому наша невестка — это наша дочь, а внучка — еще одна наша принцесса».
Своей задачей родители поставили дать сыновьям хорошее образование. Младшие мальчишки учились в турецко-киргизском лицее в Кызыл-Кия, где изучали русский, турецкий, английский. После окончили университет в Бишкеке. Старший сейчас работает в нефтянке и параллельно заканчивает институт. «Всех отучили, осталось младших женить», — делится планами глава семейства.
На мой вопрос, важно ли женить сыновей на своих — киргизках, отвечает: «Главное — чтобы они душевно друг другу подходили, а какая нация — не важно. Супруга вот только переживает: вдруг будущие невестки не поймут наши обычаи». Но на этот случай в их семье тоже есть традиция. После свадьбы старшего сына молодые жили вместе с родителями, чтобы невестка не чувствовала себя чужой, чтобы увидела отношения в семье.
Абдуманап Жамчиевич уверен: будущее его детей — в Нефтеюганске. «Мои братья и сестры разбросаны по всей России, и не только, — поясняет он. — Кто-то живет в Москве, кто-то — в Тюмени, многие остались в родном городе. Конечно, мы постоянно видимся. Но я мечтаю, чтобы мои дети жили рядом, в одном городе. И пусть этим городом станет наш Нефтеюганск».