«У нас старшие товарищи ещё прошлой весной ездили, а мы летом поставили себе целью по возможности собраться командой и поехать помогать людям. Многие ребята специально взяли отпуск. Нам оплатили дорогу от Москвы до Мариуполя. И уже на месте — питание полевое. Добирались долго: самолётом до столицы, оттуда уже автобусом, 27 часов до конечной точки», — рассказывает Юрий.
Первые два дня было страшно, признался волонтёр. Переживали, когда зашли на территорию СВО: проезжали мимо разрушенных населённых пунктов, слышали звуки рвущихся снарядов, видели танки и военных. Мариуполь живёт по другим законам: после восьми вечера никого на улице не увидишь, ни один фонарь не горит. А у ребят как раз в это время заканчивалась смена. Их забирали и увозили в специальной машине в расположение.
Со временем ко всему привыкли. Все две недели жили в детском саду, спали в спальных мешках. Свет и тепло были. Работали с девяти утра в пунктах обогрева. Там ещё была зима, холодно.
«Общались с жителями, поили их чаем с конфетами. Периодически раздавали гуманитарную помощь. Однажды из своих запасов, что нам давали, приготовили две большие кастрюли каши с тушёнкой на 100 человек, а ещё чай. Угощали всех, кто к нам приходил», — делится доброволец.
Все обращения жителей два раза в неделю передавали в администрацию Мариуполя. Основные пожелания — по теплу и водоснабжению. Были вопросы и по оформлению документов, получению российского паспорта. В основном всё решалось оперативно. А под конец смены одной бабушке привезли обогреватель.
«Выезжали также в дом престарелых, там собирали и разбирали кровати, относили их на верхние этажи. Помогали и медбратьям в больнице интенсивного лечения: пациентов после реанимации или из приёмного отделения на носилках поднимали на девятый этаж и спускали оттуда, поскольку в здании не работал лифт, — продолжает Юрий. — Люди искренне удивлялись, когда узнавали, что мы приехали сюда с севера, да ещё и не за деньги. Спрашивали, зачем нам это всё надо, здоровье, мол, портим, их таская. Благодарили за то, что мы не остались в стороне.
Мариуполь сейчас находится в разрушенном состоянии. 95 % зданий повреждено. Кругом идёт большая стройка, вставляют выбитые окна. Многие квартиры стараются привести в порядок, несмотря на то что частично дома разрушены. Строятся и новые микрорайоны, коммуникации проводят».
По словам активиста, у людей появилась надежда, что всё вернётся к прежней мирной жизни. Большинство жителей — дети, которые остались без родителей и проживают с бабушками и дедушками, а также не уехавшие пенсионеры. Школы работают. Магазины есть, частные и местные сетевые. Но всё дорого. Выпечка и мясо — хорошие. Вот фруктов и овощей не хватает, а если и есть, а качество имеющихся оставляет желать лучшего, да и цена высокая.
«Город на самом деле очень красивый. Людей, которые несмотря ни на что остаются там жить, понять можно. Думаю, когда Мариуполь восстановят, это будет очень хорошее курортное место. Сейчас город под охраной военных и ПВО», — отметил молодогвардеец.
Вернуться снова в качестве волонтёра в зону СВО Юрий готов. С ребятами этот вопрос обсуждали уже, понимают, что они там нужны. «А кто, если не мы?» — говорят активисты. Просто пока нужен небольшой перерыв.