Три дня в Сургуте — по инициативе правительства нашего округа, Департамента информационной политики ХМАО — Югры и при поддержке Центра прикладной урбанистики Сургута — проходил форум по брендингу и маркетингу Югры. 22 окружных муниципалитета делегировали своих представителей на стратегические сессии.
В делегацию Нефтеюганска входили чиновники: заместитель главы города, сотрудники департаментов экономического развития и по делам администрации, комитета по культуре, а также представители молодежи и журналисты. Работали ударно по 10 часов в день. В Сургут приехали 15 спикеров из разных концов нашей страны.
Задача «на входе» представлялась всем (что подтвердил и опрос в течение первого сессионного дня) очень простой: придумать и выразить визуально, а лучше создать брендбук своей территории как можно креативнее и еще накидать идеи для потенциального будущего бренда Югры. Кстати, эту общую мысль подтвердили и спикеры первого дня. Они презентовали удачные логотипы российских городов, рассказали о различных инструментах продвижения бренда.
Всех сразил гениальный опыт Урюпинска. Этот маленький, ничем не примечательный, затерянный в поволжских степях городишко благодаря удачному бренду, профессиональным маркетологам и своему смешному названию — теперь столица российской провинции. Привлекает тысячи туристов, инвесторов, участников крупнейших всероссийских мероприятий с высочайшим рейтингом.
В Урюпинск вдруг захотели поехать все! Кто за опытом, кто просто поглазеть. В Урюпинск переезжают жить москвичи, которых уже там настолько много, что они организовали свою диаспору. И это не фейк.
Василий Дубейковский, спикер из Урюпинска, в их числе. К слову, на сегодняшний день он — главный двигатель и «продвигатель» бренда Урюпинска как столицы российской провинции. Даже свитер, в котором Василий приехал на форум, был оформлен этой надписью.
«Мой свитер видят все и всегда, — говорит Василий. — Очень часто в поездках наблюдаю реакцию людей по поводу надписи на нем. Одни улыбаются, другие любопытствуют, третьи даже подходят с вопросами, на которые я с удовольствием отвечаю. Мой Урюпинск — моя гордость, моя работа, мое детище. Урюпинск — прежде всего люди, которые благодаря своей искренней любви к городу делают удивительные вещи для его развития».
Рассказ об Урюпинске из первых уст сразил всех наповал. И действительно, после первого дня многие участники стали рисовать идейные символы своих городов, просить у Дубейковского прислать брошюру-пособие «Делай как Урюпинск» (это сборник идей, которые реализуются в этом городе благодаря его жителям). И на этом, в принципе, можно было заканчивать весь форум. Зачем еще два дня?
Инна Арканова, заместитель директора Департамента общественных и внешних связей ХМАО — Югры, начальник Управления по внешним связям:
— Брендирование Югры имеет уже более чем десятилетний опыт. Эта деятельность регламентируется Концепцией развития маркетинга и брендинга Югры и Концепцией социально-экономического развития РФ. Благодаря проделанной работе, в самом названии округа появилась очень яркая и характерная приставка — Югра.
Жители автономии стали называть себя югорчанами и идентифицировать себя не просто с нефтедобычей, но и с территорией северных народов, тайги и муксуна, дружного многонационального народа, комфортного и безопасного проживания, развитой инфраструктуры и со многим другим. Слоган «Увидеть Югру — влюбиться в Россию» знают далеко за пределами нашей территории.
Бренд — это не то, что мы думаем о себе, а то, что думают о нас
Руководитель Центра прикладной урбанистики Москов-ской высшей школы социальных и экономических наук Святослав Мурунов полностью перевернул сознание участников форума и их представления о настоящем бренде и о символах территорий. Именно Свят «перезапускает» российские города: создает технологии, объединяет городские сообщества по всей стране. Все для того, чтобы сделать город удобным для проживания и известным для продвижения.
«Что такое бренд? Это идея! А стоит за ней огромная исследовательская работа. Ведь идея для бренда территорий должна объединять жителей и служить основой для общения с внешним миром», — утверждает известный урбанист.
А чтобы получить эту идею, считает Свят Мурунов, нужно определить базовые смыслы территорий. Что это такое?
Ландшафт. Да, доказано, что место влияет на развитие территории, его людей, их традиций. Южане отличаются от северян, островитяне — от жителей материка.
Деятельность. Чем занимаются жители? Работа, увлечения, хобби, события, праздники.
Опыт. Какой опыт есть у территории, чем отличается от других? Какие ресурсы (человеческие, интеллектуальные, информационные) может привлечь этот опыт?
Для изучения любой территории нужна команда единомышленников из представителей разных сообществ. Это и общественные организации, и муниципалитет, молодежь, дети, пенсионеры, предприниматели и даже городские сумасшедшие. Но главное — чтобы эта команда состояла из неравнодушных людей, готовых развивать свой город.
Каждый представитель сооб- щества может рассказать о том, каким он видит свой город, какие у него проблемы, особенности, плюсы и минусы. На основе разных представлений и появляется сборный образ идентичности территории.
Святослав Мурунов привез не только теорию для участников форума, но также инструменты для практического изучения своих городов. Он убежден, что бренды территорий, или локальную идентичность, должны создавать не приезжие маркетологи, а жители и патриоты своих территорий.
Деловая игра как методология, связанная с анализом и развитием города, оказалась очень увлекательной. Все участники стратегических сессий, объединившись в команды по территориям, попытались провести первичный анализ своего муниципалитета по принципу: опыт, деятельность, ландшафт. А затем здесь и сейчас, через проблемы, смыслы и решения попробовали определить уникальность своего города или района.
У Нефтеюганска как у города на острове много и проблем, и преимуществ. В обсуждении каждой территории принимали участие все форумчане. В итоге у нашего муниципалитета получился следующий смысл: «Остров комфорта, образования и развития» или «Город выходного дня».
Так как все 22 муниципалитета Югры попытались найти собственную уникальность, получилась очень интересная картина городов региона. Кто-то искал идентичность в национальном колорите (Нижневартовский район — самая большая в Югре концентрация представителей коренных народов Севера). Кто-то рассматривал территориально выгодное положение (Югорск — южные ворота Югры).
Делали ставку на уникальные событийные мероприятия (Нефтеюганский район — гонка на обласах). А некоторые смогли похвастать уже найденными смыслами и объединением единомышленников по поискам городской идентичности (Сургут).
Югра получилась необычайно яркой, самобытной и поистине уникальной. Те смыслы, что участники форума лишь попытались нащупать, дали новое дыхание развитию наших северных городов. Как говорится, не нефтью единой славен наш край.
По истечении трех дней форумчане с удовольствием делились своими впечатлениями и планами. Обновленному бренду Югры быть! И, как предположил Святослав Мурунов, Югра может стать таким своеобразным зонтиком, под которым соберется уникальное собрание из 22-х новых смыслов городов Ханты-Мансийского автономного округа.
Андрей Стась, директор Института территориального маркетинга и брендинга (Москва):
— Почему товарный брендинг так активно стал проецироваться на территории (города, субъекты, страны)? Да очень просто! Потому что сегодня конкуренция не только у товаров и услуг, но также у городов и субъектов. В условиях ограниченного ресурса.
Раньше, лет 50 назад, в нашей стране было четкое распределение назначений по территориям, была отстроенная четкая схема функций городов: город-завод, город-электростанция, город-университет и так далее. И никогда Урюпинск не мог конкурировать с Нефтеюганском. А сегодня мы все равны и все ищем свою индивидуальность или идентичность. Задача привлечь к своему городу, к территории внимание, а значит и ресурсы (людей, деньги), стоит потенциально перед каждым городом мира.
Первая волна территориального брендинга прокатилась по миру еще в 1990-е. Страны бывшей Югославии, искавшие свой «изюм», — Хорватия, Черногория. Новая Зеландия хороша тем, что дальше всех и поэтому дороже. Вторая волна идентичности территорий прошла и по России. Помимо Урюпинска, особенно прославился своим ярким брендом маленький город в Ярославской губернии — Мышкин. Город Добрянка в Пермском крае.
Многие города стали задумываться о своей идентичности, или индивидуальности, в системе координат новейшей истории России. Ведь брендинг — это не просто хорошо оформленная идея. При создании брендинга города очень важно ответить на вопрос: «Что изменится, как этот брендинг повлияет на жизнь людей в городе?»
Сегодня уже третья волна интереса к брендингу территорий. Но лишь немногие руководители российских субъектов понимают это. Вот Ханты-Мансийский округ и губернатор Наталья Комарова — одни из немногих в России, кто понимает важность этих процессов и организовывает урбанистические сессии, лично курируя данный вопрос.
Фото: brand-ugra.ru