В случае изменения перечня люди могут лишиться северных привилегий. Среди них льготный стаж при назначении пенсии, дополнительный отпуск в размере 16 дней, надбавки к зарплате, 36-часовая рабочая неделя для женщин (вместо 40-часовой для всех россиян), возмещение расходов при переезде к месту жительства после прекращения работы и другие.
В документе также сообщается, что правительство Югры выступило с предложением исключить из списка сразу четыре города: Покачи, Радужный, Урай и Ханты-Мансийск, а также шесть районов: Березовский, Белоярский, Октябрьский, Кондинский, Ханты-Мансийский и Нижневартовский.
Как сообщается на сайте Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры, автор публикации сделал ошибочные выводы.
Рассказывая о планируемых изменениях в Постановление Правительства РФ №402 от 23.05.2000 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», высказал собственное предположение о грядущей отмене северных льгот. В результате у читателей сложилось впечатление, что планируется внести изменения в Постановление Совета министров СССР от 10.11.1967 №1029, которым утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, регламентирующий применение северных льгот.
В Департаменте экономического развития ХМАО опровергли данную информацию, пояснив, что никто указанные льготы не отменял, сообщает портал upmonitor.ru. Речь идет лишь об исключении Ханты-Мансийска, Покачей, Радужного и Урая из списка территорий, куда необходим досрочный завоз продуктов питания. Он актуален для органов местного самоуправления, которые ранее получили от государства дополнительные средства на завоз продукции.
Представленная Минэкономразвития России редакция «Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов» актуализирована в соответствии с обоснованными предложениями 25 субъектов Российской Федерации.
В основу разработки указанных предложений был заложен принцип соответствия следующим критериям определения территорий с ограниченными сроками завоза грузов: полное отсутствие связи по дорогам с твердым покрытием и необеспеченность связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом; отсутствие круглогодичной связи с общей сетью железнодорожных и автомобильных дорог субъекта Российской Федерации; наличие сезонной транспортной изоляции более 180 дней (в том числе отсутствие постоянного транспортного сообщения по автомобильным дорогам общего пользования федерального и/или регионального значения); наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта.
Необходимость актуализации перечня вызвана объективно сложившимися за последние годы изменениями в транспортной доступности территорий Российской Федерации, что подтверждено анализом предложений субъектов РФ. Так как города Ханты-Мансийск, Урай, Радужный и Покачи не относятся к территориям с полным отсутствием связи по дорогам с твердым покрытием, их дальнейшее нахождение в перечне территорий с досрочным завозом нецелесообразно.
Успокаивая земляков, вице-губернатор округа Павел Сидоров заверил, что привычные для северян льготы будут сохранены.
«Есть два перечня: первый — районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, второй — районов с ограниченными сроками завоза грузов. Речь идет о последнем. Минэкономразвития решило актуализировать его с учетом мнения регионов. Мы его выразили: четыре муниципалитета, о которых идет речь, на сегодняшний день уже имеют круглогодичную транспортную доступность. Нет никакой необходимости относить их к территориям досрочного завоза. Но это не значит, что они перестанут быть территориями Крайнего Севера или приравненными к ним», — прокомментировал заместитель главы региона.
Применение северных льгот регламентируется другим документом — Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 №1029. Именно он содержит перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
Напомним, северный завоз — это обеспечиваемые государством поставки основных товаров (в первую очередь продовольствия и топлива) в районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России. С одной стороны, государство заинтересовано в развитии этих территорий, с другой — в них отсутствует инфраструктура для производства и самостоятельной доставки промышленных сельскохозяйственных продуктов, напоминают «Аргументы и факты».
Обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций.
К сведению, централизованный северный завоз продуктов в Радужный и Покачи прекратился еще 16 лет назад, в Урай и Ханты-Мансийск — в 2006 и 2008 годах соответственно. По одной простой причине: имеющиеся ранее проблемы с дорогами, их отсутствием или плохим состоянием, решены. Досрочный завоз товаров в Березовский, Белоярский, Октябрьский, Кондинский, Ханты-Мансийский и Нижневартовский районы будет продолжен.
Вопрос об отмене северных льгот обсудили и на недавнем заседании окружной Думы. «Я полагаю, что в этом зале и в целом в регионе нет ни одного человека, который поддержал бы решение об исключении Югры из списка территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера, или приравненных к ним местностей. Суетиться не нужно. Следует взять себя в руки. Я разговаривала с министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым и поставила его в известность об ошибочной публикации в «Российской газете». Сейчас дело за министерством», — заявила Наталья Комарова, губернатор округа.
Алексей Удяков