Местом её волонтёрского крещения стал госпиталь на освобождённой территории Луганской Народной Республики. В нём проходят лечение бойцы специальной военной операции. Госпиталь относится к так называемой красной зоне, это значит, что линия фронта близко.
— Почему приняли решение участвовать в миссии именно на освобождённых территориях?
— Лично мне находиться в стороне от таких глобальных событий не свойственно. Я хочу быть частью нашей истории, а не наблюдать со стороны. И мне было интересно самой увидеть людей с вновь присоединённых, освобождённых территорий, оказаться полезной нашим бойцам и лично поблагодарить их за мужество. Меня распределили в госпиталь.
— Какой фронт работ у добровольцев в госпиталях?
— Госпиталь состоит из двух корпусов. Всего нас, волонтёров, четыре; все — наши, югорчане, по два человека на корпус. На двух добровольцев приходилось примерно по 120 раненых бойцов. Сегодня волонтёры могут закрывать потребность в младшем медицинском персонале. Мы выполняем функции санитаров и младших медицинских сестёр.
Наш рабочий день начинался в семь утра. Мы собирали мусор в палатах, делали влажную уборку. Я была летом — последствия «ночной жизни» нужно убрать быстро: на улице жара, в палатах должно быть чисто.
Затем мы кормили бойцов. Еду в нашем госпитале не готовили — привозили, и мы с коллегой-волонтёром были на раздаче. А потом, в течение дня, мы на подхвате. Какие бы задачи перед нами ни ставил медицинский персонал, мы ко всему готовы. Заканчивался наш день где-то около 21:00.
Жили мы там же, в госпитале есть предназначенные для персонала комнаты. Главное отличие работы в госпиталях красной зоны: мы не можем выходить за ограждение. Госпиталь здесь относится к особым режимным объектам, передвижение только внутри корпусов и по территории госпиталя, она ограждена и охраняется. То есть посещать магазины или просто выйти за пределы охраняемой территории запрещено. Такие правила.
И еда у нас была только та, которую привозили для бойцов и персонала, для всех одна.
— Что было самым сложным в миссии, к чему не были готовы совсем?
— Когда взрослый мужчина кричит от боли… Наши бойцы очень сильные и выносливые, однако все мы люди…
Но мы, волонтёры, нужны и в госпиталях, и на освобождённых территориях. И ты чувствуешь эту нужность, здесь и сейчас. Ты можешь утешить, помочь справиться с болью и горем, поговорить с бойцом о том, что он, может быть, никому не сможет рассказать. И в такие минуты я понимаю, что моя сила в том, чтобы просто быть рядом. И уходят страх и сомнения, что я не справлюсь. Мне не так тяжело, как тем, кому я приехала помогать.
У меня получилось, мне кажется, быть немного психологом. После боя бойцы приезжают разные. Но мы, женщины с нашей мягкой силой, с помощью разговоров, заботы, внимания возвращаем бойцов к жизни. Потихоньку, помаленьку — и боец уже улыбается. Это была самая большая награда для меня. Наши мужественные мальчики, наши защитники, как же мы им благодарны… а они нам.
— А время для себя, кроме сна, было у вас?
— У меня было минут 15-20 в шесть утра. На территории госпиталя очень красивый клён, под ним лавочка. Я заваривала себе кофе молотый (брала с собой) и в тишине, с чашкой кофе настраивалась на предстоящий день. Это было ещё и самое прохладное время, днём жара достигала 40 градусов.
В госпитале ты всё время занят работой, время для себя — только на сон. Живёшь в госпитале, поэтому проснулся — сразу работаешь, закончил работу — уснул. И так две недели. Никаких лишних мыслей. Здесь, в миссии, очень точно расставлены приоритеты и ценности.
— Кого больше в волонтёрских миссиях: мужчин или женщин?
— У нас в ротации было 16 человек, девять — мужчины. Есть направления, где требуются только мужчины-волонтёры: там физический труд, который сложно осилить женщинам. Мужской труд — не обязательно строить или таскать тяжести. Например, открыть неудобной открывашкой сто банок тушёнки и размять её. В госпиталях, конечно, больше девушек-добровольцев: заботиться, выхаживать раненых, создавать атмосферу — очень по-женски.
— Что взять с собой волонтёру в поездку? Особенно, если знаешь, что миссия будет проходить в госпитале и в пределах режимного объекта?
— Я брала кофе молотый и орехи — это мой минимальный набор дневных маленьких удовольствий.
Рекомендую взять перчатки — несколько пар, хорошие латексные. Конечно, на месте вам выдадут средства индивидуальной защиты, но они могут оказаться не такими удобными, как вы привыкли. Моя напарница Эльвина брала и дезинфицирующие средства.
А ещё каким-то чудесным образом моя коллега по миссии решила взять с собой корм для кошек, на всякий случай. И случай представился: местный питомец, кот Васька, стал нашим лучшим дружочком.
Мне очень повезло с напарницей. Эльвина — учитель младших классов из Сургута. Она очень тщательно готовилась к поездке, просматривая соцсети волонтёров, чтобы подготовиться к добровольческой вахте. С собой привезла от своих учеников буквально целый мешок писем. Мы их красиво развесили в комнате отдыха для бойцов в госпитале, чтобы ребята могли в любой момент почитать.
А еще её мама передала солдатам рукотворные обереги — маленьких тканевых ангелочков на рюкзак. Бойцы были по-детски искренне благодарны за такое внимание.
— Кто может стать участником волонтёрских миссий и как отправить заявку?
— На сайте Гуманитарного добровольческого корпуса «гумкорпус.рф» нужно оставить заявку с указанием желаемого направления, удобного для поездки периода. Есть пошаговая инструкция по регистрации и заполнению. Там же загружаются все необходимые для оформления поездки документы. Для их рассмотрения требуется время, как правило две-три недели.
Обычно мы ездим в отпускной период, без отрыва от основной работы. На каждом этапе всегда уточняют ваши намерения, потому что у человека могут измениться обстоятельства.
После согласования вашей кандидатуры решаются уже организационные вопросы: покупка билетов, прохождение инструктажа, оформление обязательной страховки жизни и здоровья.
Гумкорпус всё досконально продумал. Волонтёр обеспечен всем необходимым, даже одеждой для любого времени года.
— Из каких этапов состоит дорога до места выполнения волонтёрской миссии?
— Самолётом до Москвы, потом — поездом или автобусом. Организует проезд и покупает билеты Гуманитарный добровольческий корпус.
— Где живут волонтёры в ротации?
— В госпиталях это помещения, оборудованные для проживания медперсонала.
За организацию проживания волонтёров тоже отвечает Гуманитарный добровольческий корпус.
Фотографии предоставлены героиней материала