УК оказывают услугу по содержанию и ремонту домов. И только они одни в стране должны отчитаться перед потребителями, на что потрачены средства, а в случае необходимости повышения тарифа — утвердить его на общем собрании собственников жилья. Даже тарифы на коммунальные услуги (вода, тепло, электричество) утверждают без участия жителей. Ресурсоснабжающие предприятия передают данные, на основании которых предлагается повысить расценки, в региональную службу по тарифам. РСТ устанавливает новый тариф. И так — ежегодно.
Другие компании и вовсе не затрудняют себя согласованием цен на свои услуги. Операторам сотовой связи, к примеру, законодательно дано право самостоятельно устанавливать тарифы. Поэтому мы звоним за 400 рублей в месяц, а не за 15, как нам хотелось бы. Перевозчики также не спрашивают разрешения, когда им требуется увеличить стоимость билета. А еще есть Интернет, образование, почта, медицина, СТО, репетиторы, няни, строители…. Трудно представить, если бы парикмахерская, прежде чем повысить цену на стрижку, спрашивала бы у своих клиентов, согласны ли они постригаться за 700 рублей вместо прежних 650. Еще сложней представить сотрудников салона красоты, отчитывающихся перед посетителями о своих тратах. Мол, столько то ушло на новые бигуди, закупку ножниц, краску для волос, уборку и аренду помещения и зарплату сотрудникам за прошедший месяц. Никаких специальных сайтов (вроде ГИС ЖКХ), информационных стендов законодатель в этих случаях не предусмотрел. Такой же подход и к коммунальщикам. Ни водоканал, ни электро- и теплосети не отчитываются перед потребителями.
Технические работы и текущий ремонт, сбор и вывоз мусора, благоустройство территории — вот неполный перечень жилищных услуг, которые постоянно предоставляют собственникам квартир.
За все это необходимо платить. Каждый вид работы или услуги измеряется в определенных единицах. Например, в случае аварийной ситуации возникают непредвиденные расходы — как материальные, так и трудовые. Любая работа и услуга имеет свою стоимость, которая и называется тарифом. То есть тариф представляет собой систему ставок платы за услугу.
На практике же владельцы квартир просто голосуют за тарифы, предложенные им представителями управляющей компании. Мало, кто готов анализировать структуру расходов на выполнение тех или иных видов работ, проводить аудит закупок управляющей компании, контролировать заключение договоров обслуживающей организации со сторонними фирмами. Все это требует не только свободного времени, но и определенных технических знаний.
Конечно, общее собрание собственников может установить минимальные тарифы на жилищные услуги, но в каком состоянии окажется многоквартирный дом?
Работа в ЖКХ достаточно сложная, с высокими экономическими рисками, требующая постоянного контакта с гражданами. А доход управляющей организации зависит не только от качества предоставляемых услуг и выполняемых работ, умения организовать бизнес-процессы, но и от организованности и ответственности собственников помещений. Ведь тарифы управляющей компании на содержание жилья согласовываются именно собственниками на общем собрании.
При отсутствии решения общего собрания об утверждении тарифа на очередной год управляющая организация, в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, вправе обратиться в органы местного самоуправления для установления тарифа.
Поэтому, уважаемые нефтеюганцы, хочется, чтобы изменилось мировоззрение и отношение к работе жилищно-коммунального комплекса. Многоквартирный дом — это тоже хозяйство, примерно такое же, как и у каждого собственника в квартире. Только в подъезде мы можем позволить себе вести себя более раскрепощенно, пинать двери, бросать мусор, плевать, распивать спиртные напитки и курить, выставлять мусор, ломать… И не замечаем, как за нами это все убирают и ремонтируют.