— Елена Геннадьевна, что такое «период охлаждения» и что меняется для потребителя страховых услуг?
— Банк России ввел срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. «Период охлаждения» составляет не менее пяти рабочих дней и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса. По своему желанию страховщик может установить и более длительный срок. Введение такого периода позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
— Чем вызвана необходимость такого нововведения?
— Это связано прежде всего со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Проблема навязывания страховых продуктов стала особенно актуальной несколько лет назад. Нередко приобретение страховых услуг становилось обязательным условием заключения кредитного договора. В 2015 году аналогичная ситуация сложилась на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности, когда автовладельцы могли оформить полис ОСАГО только при условии приобретения дополнительной страховки от несчастного случая, страхования имущества и т.п. Надо сказать, что законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно.
— На какие виды страхования распространяются данные изменения?
— Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества граждан, гражданской ответственности перед третьими лицами, в том числе ОСАГО, АвтоКАСКО, добровольное медицинское страхование, а также страхование финансовых рисков.
— Что нужно сделать для расторжения договора и возврата страховки?
— Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления. Главное условие для возврата страховки — отсутствие страховых случаев за период ее действия.
— А если страховщик отказывается расторгнуть договор?
— В этом случае следует обращаться с жалобой в Банк России. Обращения граждан по поводу деятельности страховых компаний, работающих на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, рассматривает Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском федеральном округе. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее по адресу: г.Екатеринбург, ул.Циолковского, 18 или г.Тюмень, ул.Володарского, 48, либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru. Телефон контактного центра Банка России: 8 (800) 250-40-72 (звонок по России бесплатный).
— Как будет осуществляться контроль за деятельностью страховых компаний?
— Страховые организации в срок до 30 мая 2016 года обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие новым требованиям. Банк России как орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, будет проводить соответствующие проверки страховщиков, применять к нарушителям различные меры, предусмотренные федеральными законами.