«Когда приняла это решение, конечно, знала, чем мне придется заниматься. Физической работы не боялась. Поначалу, безусловно, было очень тяжело, думала, не справлюсь. Руки, ноги, спина — к концу смены болело все. А потом потихоньку привыкла, втянулась», — вспоминает Екатерина.
И уже двенадцатый год отвечает за чистоту и порядок на вверенной ей территории четырех домов 12 микрорайона. Трудовой день начинается с семи утра.
Работа заключается прежде всего в уборке мусора, но это не означает, что дворник лишь подметает. Крупный сор Екатерина собирает вручную. По ее словам, ранней весной, когда только сходит снег, с территории каждого дома она собирает по семь-восемь корыт мусора.
«Много всего приходится делать летом: и траву косить, и песок вдоль бордюров убирать. Зимой не легче: только уберешь снег, а его опять намело. За день целые горы порой перелопачиваешь, — делится моя собеседница. — Работа наша непростая. Иногда к нам устраиваются новенькие, но остаются единицы: не многие выдерживают».
Трудится дворник всегда в рабочей форме — робе. Екатерина рассказала, как однажды жильцы дома, территорию которого она убирает, увидели ее в праздничной одежде и не сразу узнали. Сказали, ей не дворником надо работать — начальницей.
«Со мной всегда почти все жильцы здороваются. Хвалят, благодарят. Не стану скрывать, приятно, когда твой труд ценят, — признается Екатерина. — Это придает сил, которые так нужны в нашем нелегком труде».
Ума Багамаева устроилась дворником после того, как уволилась из магазина, где она проработала продавцом почти пять лет. Говорит, работать дворником ей нравится больше, чем целый день стоять за прилавком.
«Физический труд на свежем воздухе — никакого фитнеса не надо. Зимой по 26 подходов к подъездам расчистить надо, а если снегопад — не по разу. В сильные снегопады выхожу на работу даже в пять утра, чтобы успеть расчистить все к тому моменту, когда всем пора будет идти на работу. Устаю за смену так, что тело все болит и ломит. Сейчас чуть проще, хотя мусора так много! Окурки, фантики, пластиковые бутылки — не присесть», — рассказывает дворник.
Ума работает на две ставки. Каждый день с семи утра до пяти вечера убирает территорию шести домов 12 микрорайона. Чтобы справляться с таким объемом работы, нужно, по мнению нашей героини, иметь определенные личностные качества.
«Во-первых, надо быть приветливым и доброжелательным человеком, — уверена она. — Не обойтись и без терпения: жильцы бывают разные. Есть те, которые хамят, откровенно не уважают. Порой сделаешь замечание, чтобы не сорили, а в ответ: «Ты же дворник, вот и убирай». Бывает до слез обидно. Еще необходима выносливость. В этой профессии я уже 13 лет. Мне все нравится: и люди, и работа, и отношение руководства. Всегда чувствую себя нужной. Так что, пока здоровье позволяет, буду работать».
Вообразите себе картину: Нефтеюганск, в котором никто ничего не убирает. Представили? Это хороший способ убедиться в необходимости и важности людей, которые берут на себя столь тяжелый труд. Наши уборщицы все делают для того, чтобы мы не ходили по грязному подъезду и не дышали пылью. И все минусы этой нелегкой, непрестижной и часто неблагодарной работы перекрываются существенным плюсом — сразу видимым результатом. И все же этот сложный физический труд не для каждого! Но нашей героине не привыкать!
Ольга Полторацкая 25 лет трудилась матросом-поваром на флоте речного порта. В 2013 году в связи с переездом из поселка РЭБ флота в Нефтеюганск ей пришлось уволиться. Долго без работы она сидеть не привыкла, потому, когда знакомая предложила ей работу уборщицей, не раздумывая согласилась.
Сегодня в ее ведении пять домов в 11 и 11А микрорайонах. Уборка подъездов начинается с раннего утра.
«Сначала выметаю подъезд, то есть делаю сухую уборку. Потом беру ведро с водой, тряпку, насыпаю хлорку и приступаю к влажной, — объясняет уборщица Ольга. — Протираю дверные ручки, домофон, кнопки, подоконники, батареи, почтовые ящики. Затем следующий подъезд.
До эпидемии мы проводили сухую уборку трижды в неделю, влажную — дважды, генеральную — раз в месяц. Теперь работать стало гораздо сложнее. Кроме ежедневной уборки по графику, проводим обработку подъездов хлоркой утром и после обеда, ближе к вечеру. Всего две недели мытья — и на руках появилась аллергия. Перчатками, конечно, пользуюсь, но рукам в них тоже тяжело — не дышат. Приходится порой снимать».
Ольга признается, что и морально сейчас тяжело. Страх заражения опасной инфекцией присутствует, заставляя переживать и за себя, и за близких.
«По образованию я медсестра, понимаю всю степень опасности, — делится Ольга. — Огромная благодарность нашему директору, Оксане Романской, за заботу о нас: всеми необходимыми средствами защиты мы снабжены. Хотелось бы еще, чтобы люди относились с пониманием. Соблюдали чистоту и порядок. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
Бирозия Тожибоева и Нигара Болушева работают уборщицами не так давно. У каждой для уборки по пять домов. Особо сложной сейчас считают работу с хлоркой: дышать тяжело и глаза разъедает.
«Люди часто жалуются, что у них в подъездах не пахнет хлоркой. По их мнению, это значит, будто дезинфекция там не проводилась. Пытаемся донести до них, что хлоркой сильно и не должно пахнуть. Запах в подъезде держится минут 20, но мы ведь еще и проветриваем. Порой жильцы жалуются, что не видят уборщиц. Так если у нас более 15 подъездов в день, да по два круга, мы везде прибираем в разное время. Многие жители считают, что уборщицы должны каждый день еще и полы мыть. Но по графику влажная уборка всего подъезда производится раз в месяц, ведь мы должны успеть дезинфицировать первые этажи в каждом доме», — говорят уборщицы.
Работницы ЖКХ рассказали, что понимающих людей все-таки больше. Многие благодарят, говорят добрые слова, поддерживают. А еще отметили, что главной поддержкой всегда был и остается коллектив: «У нас дружная и сплоченная команда. Мы всегда помогаем друг другу. Вместе мы и с мусором справимся, и коронавирусу не дадим распространиться!»