— Наталья Геннадьевна, в апреле совету по вопросам ЖКК, который Вы возглавляете, исполнился год. В Нефтеюганске и без того достаточно структур, регулирующих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, так для чего он создан?
— Депутаты представляют собой законодательную власть, администрация — власть исполнительную. Общественный совет как орган, конечно, не может принимать решения, но он вместе с неравнодушными горожанами способен дать оценку деятельности должностных лиц, внести рациональные предложения, выяснить, комфортно ли живется простому нефтеюганцу. Совет — это генератор идей и голос общественности в одном лице. Голос, который должен быть услышан властью.
Если коротко, то основные задачи нашего совета — это вовлечение общественности в процесс принятия и реализации управленческих решений в области жилищно-коммунального комплекса. Это также общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления на предмет учета потребностей и интересов граждан в сфере ЖКХ.
Отмечу, совет при главе города по вопросам ЖКК правомочен заслушивать должностных лиц сферы жилищно-коммунального хозяйства, а также принимать участие в разработке нормативных правовых актов социального значения. Для этих целей законодатель предусмотрел такие формы, как общественный мониторинг, общественные проверки, публичные слушания и т.д.
— Кто вошел в состав совета?
— Изначально совет был утвержден в составе 12 человек, но из-за неисполнения принятой на себя нагрузки, за систематический пропуск заседаний, в связи с неисполнением решений совета троих человек исключили. Сегодня нас восемь: представителей общественных объединений, управляющих компаний, предприятий и организаций. Основной принцип формирования совета — добровольность. К слову, участвовать в его работе не могут представители органов местного самоуправления.
Формирование совета продолжается. Мы ждем неравнодушных нефтеюганцев, умеющих найти конструктивный подход к реализации поставленных задач, людей с чувством ответственности за исполнение взятой на себя общественной нагрузки. В совете могут работать также общественные инспекторы и эксперты — профессионалы в сфере ЖКХ. Одним словом, здесь место тем, кто задается вопросом, что лично он может сделать для города, а не спрашивает, что город должен сделать для него.
— За прошедший год чего удалось добиться совету?
— Только за восемь месяцев 2017-го мы провели более 12 заседаний и рассмотрели порядка 40 вопросов. Работали в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды», проанализировали, как выполняются мероприятия по подготовке детских площадок к летнему сезону, как подготовлены объекты к работе в осенне-зимний период.
Рассмотрели и нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД. Ряд заседаний провели совместно с комиссией по общественному контролю в области строительства, транспорта и ЖКХ. В рамках своих полномочий провели проверку в двух управляющих компаниях, проверили также транспортные компании на предмет безопасной перевозки детей. Кроме того, члены совета участвуют в работе по расселению балочных массивов.
Нами была разработана анкета для граждан по вопросам капитального ремонта и качеству оказания коммунальных услуг. У нас есть аккаунт «ВКонтакте», где мы не только размещаем информацию, но и даем консультацию по применению действующего законодательства. Совместно с Фондом капитального ремонта провели ряд встреч с жителями, а также приняли участие в собраниях собственников МКД в 16А, 8 и 1 микрорайонах. В наш адрес поступили три коллективных обращения, два из которых были связаны с неудовлетворительным проведением подрядчиком капремонта, одно — с неисполнением застройщиком своих обязательств по застройке 10А мкр.
Мы организовали рейд по качеству проведения ремонта на дорогах, в том числе по ремонту внутриквартальных проездов, а также по оценке состояния городского освещения. К примеру, Рузиль Давлетов (член совета) подготовил проект освещения Нефтеюганска. Сейчас проект на рассмотрении в администрации.
В администрацию Нефтеюганска и иные органы мы направили порядка 40 обращений, в том числе два — в прокуратуру, по вопросам правомерности применения управляющими компаниями тарифов на коммунальные услуги. В рамках программы по сносу балочного массива и расселению граждан провели встречу с жителями городка ЮЭН. Для детального изучения этого вопроса я встречалась с руководством окружного Департамента градостроительства.
Зачастую мы работаем, что называется, в ручном режиме: получаем обращение от жителя (например, о несвоевременной уборке снега), звоним в соответствующий департамент или напрямую заместителю главы города с просьбой разобраться в ситуации и в короткое время совместными усилиями этот вопрос решаем.
— Наверняка не все в работе так гладко. С какими проблемами столкнулись и чего добиться пока не удалось?
— Из запланированных мероприятий нам, увы, не удалось организовать школу «Управдом» и провести круглый стол с управляющими компаниями и советами МКД.
Из-за пассивности некоторых членов совета у нас до сих пор нет паспортов микрорайонов, которые мы решили подготовить для полного понимания состояния дел в области благоустройства, детских площадок, капитального ремонта в микрорайонах и т.д. К сожалению, у ряда членов совета нет желания повышать свой уровень правовых знаний в сфере ЖКХ, что мешает качественному выполнению стоящих задач. «Пришел в совет — работай, не хочешь или не можешь — уйди» — таково мое убеждение. Считаю, что сводить свою работу только к присутствию на заседаниях — некорректно, да и безнравственно.
— Как строится взаимодействие совета с другими общественными организациями, городскими и окружными структурами? Помогают ли они в решении каких-то вопросов?
— Наши предложения никогда не остаются без внимания главы Нефтеюганска Сергея Дегтярева. И в то же время мы осознаем, что решить проблему в кратчайшие сроки не всегда представляется возможным. Главное здесь — взаимопонимание, в том числе понимание роли об- щественного контроля.
В организационных вопросах нам помогает городской департамент ЖКХ, а также департамент по делам администрации. Тесно работаем с аналогичным советом при окружном Департаменте ЖКК и энергетики. По ряду вопросов взаимодействуем и с профильной комиссией Думы города.
В процессе нередко возникают проблемы, решение которых напрямую зависит от администрации или, например, от депутатов. Так, по моему мнению, в Нефтеюганске отсутствует концепция вовлечения граждан в управление своим имущест-вом, нет отлаженного механизма общественного обсуждения социально значимых проектов. Зачастую департаменты единолично решают, быть тому или иному проекту или нет, с этим я столкнулась непосредственно сама.
Или, для примера, возьмем вопросы благоустройства, которые являются предметом внимания депутатов, нашего совета, управляющих компаний и профильного департамента. На практике тот или иной вопрос будут обсуждать с каждой структурой отдельно. Так почему бы не вынести это на общее рассмотрение? В противном случае мы тратим свое и чужое время, дублируем друг друга, а порой принимаем противоречивые решения.
Считаю, абсолютно все органы муниципальной власти должны работать ради единой цели. А значит, фразы «это не мое» или «нас это не касается» должны уйти из лексикона руководителей. Во власть должен идти тот, кто не только обладает профессиональными знаниями, но также имеет активную гражданскую позицию, целеустремленность, неравнодушие и навыки управленческой работы.
— Можно ли, по Вашему мнению, как-то изменить ситуацию?
— Полагаю, необходимо начать целенаправленную работу с институтами гражданского общества и властью по налаживанию совместной деятельности. Недавно у меня состоялась встреча с главой города. Мы обсудили ряд важных вопросов, в том числе вопросы взаимодействия с управляющими компаниями и советами домов. Если не изменить концепцию управления многоквартирными домами, да и всей жилищной сферой, то отрасль эта никогда не станет прозрачной, когда процессы незаметны, а результаты очевидны.
В эту область необходимо привлекать и граждан, искореняя иждивенческий подход и повышая роль общественных организаций. Каждый должен содержать свое имущество в хорошем состоянии, заботиться о чистоте в подъездах, на улице, во дворах и т.д. Разве трудно выйти с соседями на субботник или поднять на пешеходной дорожке пустую бутылку и положить ее в урну? Разве трудно выйти на детскую площадку и покрасить ее, а владельцам собак взять на прогулку пакет для отходов? Почему бы общественникам не взять шефство над определенной территорией? Ведь все начинается с нас самих.
— С Вашими идеями, думаю, согласятся многие нефтеюганцы. И наверняка захотят Вас поддержать. Какие планы у совета на текущий год?
— Во-первых, нам бы хотелось, чтобы в Нефтеюганске в полную силу заработали советы многоквартирных домов. Во-вторых, вместе с департаментом образования планируем запустить в школах проект на тему образования в сфере ЖКХ, который даст представление о том, что такое общее домовое имущество, из чего складываются тарифы на коммунальные услуги. Он должен воспитать культуру отношения в сфере ЖКХ и дать навык по управлению своим имуществом.
Впредь мы будем помогать администрации Нефтеюганска развивать отрасль, надеемся на их поддержку и взаимопонимание. И, конечно, продолжим помогать нефтеюганцам защищать их права в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Наталья Проскурякова — общественный деятель, председатель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального комплекса.
В Нефтеюганске живет с января 1981 года. В настоящее время — практикующий юрист, состоит в реестре адвокатов ХМАО — Югры. Является общественным помощником уполномоченного по правам человека в ХМАО — Югре, членом общественного совета по недрам и природным ресурсам при окружном Департаменте по недропользованию, членом общественного совета города Нефтеюганска.