• О компании
  • Документы
  • Контакты
 Версия для слабовидящих
5 февраля, Воскресенье
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
  • Новости
    • В Нефтеюганске
    • В Югре
    • В России
  • Рубрики
    • Общество
    • #СТОПКОРОНАВИРУС
    • Здоровье
    • ЖКХ
    • Экономика и бизнес
    • Безопасность
    • Образование
    • Нацпроекты
    • Городское собрание
    • Народный парламент
    • Молодёжка
    • Культура
    • Спорт
    • Дата
    • Пишут читатели
    • ВЫБОРЫ
  • СпецпроектыПроекты ЗН
    • Нам — 30!
    • Хроники ЗН
    • День Победы
    • Испытано на себе
    • Мужское и женское
    • Дежурный по номеру
    • Авторские социально-значимые проекты
  • Официально
  • Роснефть
    • РН-Юганскнефтегаз
  • #СвоихНеБросаем
  • Фото и видео
  • Подписка
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
  • Еще
    • Дополненная реальность
No Result
View All Result
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
  • Новости
    • В Нефтеюганске
    • В Югре
    • В России
  • Рубрики
    • Общество
    • #СТОПКОРОНАВИРУС
    • Здоровье
    • ЖКХ
    • Экономика и бизнес
    • Безопасность
    • Образование
    • Нацпроекты
    • Городское собрание
    • Народный парламент
    • Молодёжка
    • Культура
    • Спорт
    • Дата
    • Пишут читатели
    • ВЫБОРЫ
  • СпецпроектыПроекты ЗН
    • Нам — 30!
    • Хроники ЗН
    • День Победы
    • Испытано на себе
    • Мужское и женское
    • Дежурный по номеру
    • Авторские социально-значимые проекты
  • Официально
  • Роснефть
    • РН-Юганскнефтегаз
  • #СвоихНеБросаем
  • Фото и видео
  • Подписка
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
  • Еще
    • Дополненная реальность
No Result
View All Result
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
No Result
View All Result
  • Лента новостей
  • ТОП
Физика поможет на производстве
Образование
, 5 февраля
Год 60-летия Великой Победы
Вспомнить все
, 5 февраля
Куда в Нефтеюганске пойти учиться?
Образование
, 5 февраля
«Деловая колбаса» переехала
Экономика и бизнес
, 5 февраля
Все профессии важны
Новости
, 5 февраля
Нити жизни
Молодёжка
, 5 февраля
Эхо ленинградской войны
Люди
, 5 февраля
Русская Голгофа.Политические репрессии в стране
Новости
, 5 февраля
Бессмертный образ Сталинграда
Дата
, 4 февраля
Молодёжь — флагман изменений
Молодёжка
, 4 февраля
У всех есть право на жизнь
Общество
, 4 февраля
Штраф за самостоятельных собак
Безопасность
, 4 февраля

ГлавнаяСпецпроекты

Артерии для «маленькой Японии»

В пасмурную и ветреную погоду она будто рельефная кожа с оттенками цвета кваса, в солнечную — лазурная сияющая гладь. Как ветер, переменчива Юганская Обь.

19 июня 2022 в 15:31
15
0
A A
Предоставлено отделом по делам архивов департамента 
по делам администрации города Нефтеюганска

Предоставлено отделом по делам архивов департамента по делам администрации города Нефтеюганска

Территория прибрежной зоны и высокий берег реки являются исторически значимыми

для города и его жителей. Отсюда, можно сказать, и началась жизнь Нефтеюганска.

Здесь всё было первым и впервые: первая улица, названная в честь первого космонавта Юрия Гагарина, первая школа, первый детский сад «Берёзка», первый клуб «Геолог», первые магазины, отправка первой баржи с нефтью. Первые две тысячи кубометров чёрного золота, полученного на Усть-Балыкском месторождении, были закачаны 26 мая 1964 года в две нефтеналивные баржи, и теплоход «Капитан» под управлением капитана Николая Лунина в сопровождении теплохода «Академик Ферсман» повёл их по рекам Юганская Обь, Обь и Иртыш на Омский нефтеперерабатывающий завод.

Из дневника рулевого теп­лохода «Капитан» Владимира Нечволоды: «Весь берег в красных сияниях флагов и плакатов. Отовсюду к причалу спешит народ, то и дело подходят катера с людьми из ближайших посёлков. Митинг открылся в 11 часов, желающих выступить было много, все говорили об одном: о значении сегодняшнего дня в жизни северного края, о своей радости, о счастье… И вот самая захватывающая минута — пуск нефти. Вся праздничная толпа охнула и подалась к барже. Что тут началось! Кто-то целуется, кто-то на радостях нефтью мажется. Первооткрывателей качают, высоко подбрасывают».

Нефтеюганск расположен на острове. По данным Википедии, в 1960-е и 1970-е его называли «маленькая Япония» из-за компактности и отсутствия чёткого разделения между промзоной и жилыми районами. До появления первого моста основной грузопоток и перевозка пассажиров через Юганскую Обь осуществлялись по ледовой переправе зимой, а летом — паромом. В период бездорожья и в экстренных случаях до другого берега людей доставляли вертолётом.

Во время навигации на противоположных берегах выстраивались вереницы из сотен машин, ожидавших по четыре-пять часов своей очереди на паром. Половина рабочего дня уходила впустую. Колоссальными убытками для государства оборачивались также многочасовые простои транспорта, спецтехники, самих рабочих. Кто-то спешил доставить срочно груз, кто-то — отправить больного, а в это время на железнодорожной станции Пыть-Ях скапливались неразгруженные вагоны. Буровики срывали сроки технологического процесса из-за задержки поставок оборудования.

Илья Лебединец, руководитель энергосистем города: «Что творилось на обоих берегах реки, пока не было моста! Даже сейчас страшно вспоминать, как люди лезли на «зверинец» — так называли плоскодонную баржу, обнесённую по периметру палубы высоким сеточным забором, чтобы никто не выпал в реку, — или на «Омик», маленький теплоход, толкаясь и давя друг друга. Людей набивалось, как селёдок в бочке, это были те, кто работал в Заюганье, то есть на левом берегу. «Прелесть» переправы на «зверинце» и «Омике» ежедневно испытывала и моя супруга Валентина Константиновна, работавшая в НГДУ «Мамонтовнефть».

Но все подчинялись неписанному закону переправы: стой и жди — все спешат. Наряду с серьёзным экономическим ущербом наносился моральный и физический вред людям. В первую очередь страдало здоровье работников. Не соблюдался график рабочего дня: обычно уезжали из дома в семь часов утра, возвращались порой в 22-23 часа — уставшие и голодные.

Роман Кузоваткин, генеральный директор ПО «Юганскнефтегаз»: «Вопрос с мостом был ещё тот! Всё руководство на острове отрезано от производства. Но это куда ни шло. Хуже другое: транспортные предприятия базировались все здесь, поэтому на 50 % машины простаивали. Сколько раз ездил в правительство, в ЦК, доказывал, что мост через Юганскую Обь необходим как воздух. Прислали людей, которые после подсчётов сделали вывод: вложения не оправдывают себя. Но я сумел доказать, что объёмы работ скоро многократно увеличатся, и в конце концов мост стали строить. За два с половиной года он окупился!»

На возведение моста ушло шесть лет. Рождением можно считать 1978 год, когда был выполнен гидронамыв грунта, следом развернулось и строительство посёлка. К началу зимы 1980-го всё было сделано. В считанные месяцы были смонтированы дома, возведены бетонный завод, котельная и детский сад для детей работников Мостоотряда.

После подготовительных работ стартовало сооружение моста. В скором времени из вод Юганки стали виднеться опоры №№ 12, 11, 10, 9. К концу года эти опоры были готовы для монтажа пролётов, и уже в 1981-м началось возведение главной опоры — № 5, на которой над фарватером реки держатся пролёты с ажурными фермами моста, для чьего создания требовалась ювелирная работа тяжёлого крана.

К 1982 году все опоры моста были готовы. Нужно было ускорить монтаж пролётов. Людей хватало, но вот организация труда оставляла желать лучшего. Существовало разделение труда: одна бригада монтажников собирала конструкции «на полу», другая — монтировала наверху. Позже приняли решение: создать одну комп­лексную бригаду.

В непростых условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера, мостостроители трудились, рискуя порой жизнью. Работали круглосуточно и круглый год. В таком рабочем ритме находились несколько лет подряд.

Строительство моста сопровож­далось неимоверными трудностями природного и техногенного характера. К примеру, находясь на земле, строители наблюдали тихую, безветренную погоду, но стоило подняться наверх, как налетал порывис­тый ветер, который будто норовил сбросить монтажников-высотников вниз. В памяти каждого, кто соединял словно крепким рукопожатием два берега, сохранились не только значимые события в ходе строительства моста, но и самые незначительные эпизоды сооружения этого важнейшего объекта.

Владимир Данилин, звень­евой бригады монтажников Мостоотряда № 15: «Сейчас даже не верится, что мы когда-то с лёгкостью передвигались по геометрическим формам конструкций, крепили их, сокращая расстояние до противоположного берега. Многое уже стёрлось из памяти, но один эпизод на всю жизнь запомнился не только мне, но и всему коллективу.

Это было в канун Праздника Октября 1983 года. У всех приподнятое настроение, погода стояла хорошая и не предвещала особых сюрпризов. Бригаде предстояло смонтировать в единый узел пролётное строение длиной в 150 метров. Ночью поднялся снежный буран. Он раскачивал висящий над рекой длинный пролёт. Угроза обрыва была очевидной. Однако это не смутило смельчаков. Подготовили краны, инструмент, облачились в спецодежду и пошли. Крановщики с трудом удерживали в нужном положении стрелы. И в этой экстремальной ситуации отчаянные ребята справились на отлично».

Сдача в эксплуатацию состоялась 3 ноября 1984 года, что позволило сэкономить огромные денежные средства, снизить технологические и транспортные издержки всем предприятиям Неф­теюганска, связанным с содержанием паромной и ледовой переправ. Автотранспорт в межсезонье заработал без сбоев, теперь стало возможным наладить регулярные автобусные маршруты между городом и населёнными пунктами региона.

Максимальная пропускная способность моста длиной 870,3 м первоначально была равна 1500 единицам автотранспорта в день. Однако спустя два десятилетия интенсивность движения увеличилась более чем в семь раз. Мост с трудом стал справляться с потоком легковых автомобилей и грузового транспорта. Было принято решение о реконструкции мостового перехода с двумя полосами в одном направлении, а параллельно — о возведении нового, также двухполосного, но в противоположном направлении.

Строительство началось в 2004-м, спустя четыре года обновлённый мост был торжественно открыт. Конструкция сооружения уникальна, многие передовые технологии применялись впервые. Новый мост протянулся через Юганскую Обь параллельно первому в двадцати семи метрах выше по течению реки. Длина — 873,9 м, пропускная способность — 20 тысяч автомобилей в сутки. Он имеет девять пролётов, два из которых судоходной длины — 159 м каждый. Проезжая часть оснащена мощным ограждением. Трасса покрыта многослойным морозостойким асфальтом.

Раньше дорога до моста пролегала через отсыпанные песком незастроенные микрорайоны, а сейчас он уже находится в черте города и отлично вписывается в общий ансамбль как инженерный объект. Сама же Юганка по-прежнему остаётся кормилицей и излюбленным мес­том рыбаков.

По материалам фондов музейного комплекса и книги «Нефтеюганск рождён не по Указу: в документах и воспоминаниях»

Материалы по теме:

  • 3 апреля 2022И как мы могли работать в таких условиях?
  • 22 мая 2022В тираж! На монтаж!
  • 29 мая 2022Чемпионам мороз не помеха
  • 6 июня 2022Они играли в нефтяников…
Автор
Мария Сираева
Теги: мОстыОбратный рейс

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    ПоделитьсяПоделитьсяПоделиться1Твитнуть1ПоделитьсяSend

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Сетевое издание «Здравствуйте, нефтеюганцы!» (16+)
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации № ФС77-73237 от 06.07.2018 г.
    Учредители: Администрация г. Нефтеюганска, МАУ «РГ «Здравствуйте, нефтеюганцы!».

    Главный редактор
    Костенко Ольга Владимировна

    Редакция
    628303, Нефтеюганск, 6 мкр., дом 55
    Телефоны: (3463) 22-93-35
    [email protected]

    Размещение рекламы
    +7 (3463) 22-46-01

    При использовании материалов ссылка обязательна

    Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

    Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

    Яндекс.Метрика
    Разработка сайта «Проект СЕО»
    • О газете
    • Документы
    • Закупки
    • Спецпроекты
    • Реклама
    • RSS

    © 1991–2021 «Здравствуйте, нефтеюганцы!»

    • Новости
      • В Нефтеюганске
      • В Югре
      • В России
    • Рубрики
      • ВЫБОРЫ
      • Общество
      • #СТОПКОРОНАВИРУС
      • Здоровье
      • ЖКХ
      • Экономика и бизнес
      • Безопасность
      • Образование
      • Нацпроекты
      • Городское собрание
      • Народный парламент
      • Молодёжка
      • Культура
      • Спорт
      • Дата
      • Пишут читатели
    • Спецпроекты
      • Нам — 30!
      • Хроники ЗН
      • День Победы
      • Испытано на себе
      • Мужское и женское
      • Дежурный по номеру
      • Авторские социально-значимые проекты
    • Официально
    • Роснефть
      • РН-Юганскнефтегаз
    • #СвоихНеБросаем
    • Подписка
      • 2019
      • 2020
      • 2021
      • 2022
      • 2023
    • Фото и видео
    • Дополненная реальность