Каждое лето ребята вместе с родителями разъезжались по разным уголкам бывшего СССР, а возвращаясь, привозили в школу интересные предметы прошлого века. Это и железные чугуны, и заправлявшиеся углем утюги, керосиновые лампы, рубель — прототип утюга, различные кувшины, вышивка, которую мастерили женщины, собирая приданое своим дочерям, старые телевизоры, фотоаппараты и многое другое.
Все перечисленное дети находили на чердаках и в кладовках. Бабушкам и дедушкам было жаль расставаться с вещами из прошлого, но внукам для школы они отдавали их с радостью, зная, что там память сохранят.
Когда старинных экспонатов собралось много, возникла идея оформить музейный уголок. Первая экспозиция называлась «Откуда мы родом». Позже она переросла в настоящий музей.
Началась его история при директоре Наталье Черных. А у истоков стояли Елена Башмакова, учитель истории и обществознания, нынешний руководитель музея, и Валентина Паршкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В 2007 году музей прошел первую паспортизацию на уровне города. Были оформлены вся документация, основные и дополнительные фонды. А в 2009-м, после приезда комиссии из Ханты-Мансийска, музей прошел и окружную паспортизацию.
Следующей экспозицией стала «Русская изба», создавали ее дети вместе с руководителем. Пришла идея не просто выставить экспонаты, а полностью воссоздать древний русский интерьер. И это удалось сделать, с точностью передав колорит того времени.
В центре большой стол, за которым собиралась вся семья, во главе сидел отец семейства. Стол сервирован деревянными ложками разного размера, глиняными горшками и расписными самоварами. В углу импровизированная русская печь, а рядом кочерга и прялка, уже настоящие.
Отдельное место в музее занимает «Аллея славы», гуманитарно-экологическая карта 8А микрорайона, где звездочками обозначены дома, в которых жили ветераны Великой Отечественной войны. Когда создавался музей, в городе проживало более 200 ветеранов войны: участников военных действий, узников концлагерей, тружеников тыла. Ежегодно список редел. К сожалению, сейчас из ветеранов мало кто остался в живых, но память о них здесь сохраняется.
«Раньше у нас была возможность сходить в гости к ветеранам, оказать им необходимую помощь, поздравить с праздниками или пригласить к нам на классные часы. Нашим частым гостем был Нургали Гаянов, участник Сталинградской битвы. Когда он приходил сюда и рассказывал о войне, у детей и взрослых дух захватывало, — вспоминает Елена Александровна. — Наши ветераны очень любили живое общение, им всегда было что рассказать. Ребята могли узнать не из книги или фильма, где может быть искажена информация, а услышать из первых уст, посмотреть старые фотографии, ордена, привезенные с войны».
Есть здесь экспозиции, посвященные военному времени, пионерам-героям, истории города и 8А микрорайона. Одна из достопримечательностей музея — детальный макет, представляющий вид сверху на Усть-Балыкское месторождение.
Более 11 экспозиций и до 300 экспонатов насчитывают фонды музея. Каждый из них — не просто предмет, а хранитель своей истории, легенды. Например, железный замок семьи Кузьменко в военные годы спас продовольственный амбар, когда немцы проходили мимо села. Информацию кропотливо собирают юные экскурсоводы. Дети сами разрабатывают экскурсии и проводят их для своих сверстников.
«Это нелегко, нужно выбрать предмет, который тебе по душе, углубиться в его историю. Пойти в Музей реки Обь, пообщаться там с опытными экскурсоводами, поработать со справочниками, собрать информацию и представить ее другим так, чтобы их заинтересовать», — поделилась ученица 11 класса Милена Юнусова, постоянный победитель и призер конкурсов по музейному делу.
Внеурочная музейная деятельность в СОШ № 8 активно развивается. В 2014 году Елена Башмакова защитила программу «Музейное дело», которая стала победителем Всероссийского конкурса «Нравственный подвиг учителя». Сейчас по этой программе ведутся занятия для учеников школы, дети учатся мастерству экскурсовода, готовятся и регулярно участвуют в конкурсах.
«Для ребят это колоссальный опыт. Мы плотно работаем с городским музеем, с комплексом «Усть-Балык» и другими школьными музеями. И считаем очень важным, чтобы в школах сохранялись музеи, польза от этого большая, — отмечает руководитель. — Ведь дети не через Интернет, не по телевизору, а воочию наблюдают то, как и чем жили люди раньше. Даже нам самим интересно прикоснуться к некоторым предметам нашего детства. Это тайна, загадка, которую хочется раскрыть. А маленьким детям из начальной школы это особенно интересно. И они, подрастая, передают эту историю другим — тем, кто идет за ними».
Историко-социальный школьный музей в восьмой школе — территория общения для всех участников образовательного процесса: детей, учителей и родителей. Он объединяет разные слои населения. Здесь проводятся тематические встречи, беседы с приглашенными ветеранами, военными и другими интересными личностями города.
Раньше музей организовывал обучающие семинары для учащихся других школ. Курс начинался с сентября, продолжался во второй и третьей четверти, а к концу года новоиспеченные экскурсоводы создавали из наработанного материала и полученных знаний авторские экскурсии и презентовали их. Большую помощь при этом оказывала специалист по краеведению Галина Мороз. Конечно, в условиях пандемии пришлось ограничить эту деятельность, но когда пандемия останется позади, музей вновь заживет полной жизнью.