Warning: Undefined array key "_wpupa_attachment_id" in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/u1324081/data/www/znpress.ru/wp-content/plugins/wp-user-profile-avatar/templates/wp-author-box-social-info.php on line 90
Если на уроке технологии в седьмой школе лепят вареники, то используют их вовсе не по прямому назначению. Когда застынут, фигурки из соленого теста станут частью украинского стенда в качестве знаменитого национального блюда. Рядом монетки и гривны, деревянный ковш и старинные рушники с ручной вышивкой. Все это — экспонаты Музея мира.
Идея проекта зародилась в 2011 году. В школе провели анкетирование родителей и учеников. Выяснили, стенды каких национальностей стоит сделать в новом музее. И приступили к формированию фондов. Музей мира создавался всем школьным миром.
«Ребята буквально пакетами и сумками приносили различные вещи из дома. И уже потом, разбирая их, я приглашала детей или родителей, чтобы они объяснили, зачем та или иная вещь нужна и как она используется. Потому что, например, обычный кувшин в различных культурах ведет себя по-разному. В одних хранили вино, в других заквашивали кумыс. Или вот тюбетейка. Если посмотреть на стенд Башкортостана, то это малахай, в Татарстане — тюбетей, а в Узбекистане — уже чустья. Принцип тюбетейки как головного убора один и тот же, но названия и вид совершенно разные», — рассказывает куратор Музея мира Нина Зотова.
Немало экспонатов выполнено своими руками: те же вареники из соленого теста или такие же несъедобные, но очень аппетитные на вид чак-чак, кыстыбый. Венчает каждый стенд симпатичная куколка в национальной одежде. Металлический каркас делали на уроках мальчики, саму фигурку из глины создавали девочки. Пошив платьев или рубах проводился по исконным этнографическим канонам.
При формировании фондов удалось провести много познавательных мастер-классов. В школу приходили родители — представители , например,Казахстана или Чувашии и рассказывали об особенностях использования различных предметов быта или о том, как готовить определенное национальное блюдо.
Некоторые предметы музея по-настоящему эксклюзивные. Бабушки и прабабушки учащихся не пожалели содержимого сундуков с семейными реликвиями и отдали гобелены, полотенца, утиральники и обереги. Чего стоит один только кавказский старинный аналог современного подгузника!
«Это сипа. Она напоминает обычную трубку курительную. Но этот экспонат является аналогом памперса, в древние времена он был предназначен для младенцев. Во время переходов те долгое время сидели неподвижно в люльках. И вот эта трубка была именно для девочек. А для мальчиков использовалась более плоская. Делали их либо из дерева, либо из тазобедренной кости барана. К ней прилагалась пеленка с отверстием. Через трубочку выходила жидкость, и ребенок был сухим и чистым», — поясняет Нина Валентиновна.
Предметами быта и одежды экспозиции не ограничиваются. На стендах можно увидеть знаменитые литературные произведения или ноты песен. Также школьники постарались найти самых известных представителей различных национальностей. Муслим Магомаев и Евгений Петросян родом из Азербайджана, Олег Янковский и Владимир Жириновский выросли в Казахстане, сразу двух рок-певцов Юрия Шевчука и Земфиру подарил слушателям солнечный Башкортостан.
Музей в седьмой школе не статичный. С каждым годом он растет и пополняется. Изначально располагался в отдельном кабинете, а теперь широко раскинулся по всему фойе первого этажа. Заходишь с улицы — и тебя встречает весь мир. По мнению Нины Зотовой, такое разнообразие культур объединяет детей.
«Каждый ученик может подойти и посмотреть на стенды. Найти что-то родное. Или познакомиться с другой культурой. Ребята как носители определенных традиций делятся и обсуждают друг с другом особенности предметов. Ведь есть такие традиции и вещи, которые пересекаются у различных народов, а они об этом даже не знают. Названия разные, но смысл и использование одинаковые. Это сближает», — отмечает куратор музея.
Мало того, Музей мира стал местом проведения всевозможных открытых уроков: по технологии, изобразительному искусству, основам духовно-нравственной культуры. Даже учителя физкультуры решили дополнить свои занятия национальными подвижными играми.
Со временем на основе этого проекта в школе родилось еще несколько культурных инициатив. Танцевальные и вокальные детские коллективы, кружки. И даже самый многочисленный в городе межнациональный хор из учеников, родителей, педагогов и выпускников. Тот случай, когда музей стал больше чем музеем, познакомил и объединил сотни разных людей.