История возникновения музея началась на заре 2000-х. Завершался очередной учебный год, и оказалось, что показатели речевого развития детей не так высоки, как хотелось бы. На педагогическом совете сотрудники детского сада пришли к выводу: речь детей напрямую связана с чтением и использованием в повседневной жизни художественного слова, поэтому во всех режимных моментах необходимо обращаться к народному фольклору.
«К фольклору относятся как малые формы: пословицы, поговорки, пестушки, зазывалки, — так и русские народные сказки. И весь фольклор основан на постоянном повторе, который очень понятен детям и легко запоминается, — поясняет заведующая дошкольным учреждением Наталия Басова. — Мы обратили на это внимание и решили развивать речь детей через приобщение к русской народной культуре. И уже через год увидели хорошие достижения в речевом развитии: пополнение грамматического строя, увеличение набора слов».
Кроме того, анализируя результаты, педагоги заметили, что благодаря народным играм у детей стали развиваться дружба, взаимопомощь, совместная деятельность, организованность. Поэтому на следующий год в саду не стали отказываться от приобщения детей к истокам русской культуры, а только расширили это направление. Тогда возникла необходимость в создании настоящего музея, где ребята смогут воочию увидеть домашний уклад русского народа.
В то время много сил к осуществлению задуманного приложили старший воспитатель Татьяна Пижамова, психолог, уважительно относящийся к фольклору, Фаина Лобынцева и воспитатель Антонина Михайлова родом из славящейся своими крепкими традициями Чувашии. Они привлекли к этому интересному труду весь коллектив, и каждый сотрудник участвовал в сборе материала и наглядных пособий.
Из деревень после летнего отдыха везли старинные экспонаты. Так в музее появились ухват, кочерга, чугунки, люлька, сундуки, старинные утюги, самовар, глиняная посуда. А еще стол с лавками, прялка, маслобойка, стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло, домотканые половики и много другой домашней утвари.
При входе в музей гостей встречает хозяйка избы бабушка Арина. Она общается с детьми с помощью потешек, прибауток и пословиц, предлагает ребятам различные игры, читает русские народные сказки, загадывает загадки. А на столе уже дымится самовар, приглашая к чаю.
Вся обстановка избы передает атмосферу домашнего уклада русского народа. Экспонаты располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Каждый предмет быта используется в театрализованной деятельности и способствует тому, чтобы детям было интересно смотреть, познавать, заниматься, играть.
Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет дошколятам понять, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности.
Занятия в мини-музее проходят раз в неделю. Воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными празд-никами, народно-прикладным искусством. Весь материал ребятишкам преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и запоминающимися.
«Чувство патриотизма нужно прививать с детства. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности, — отмечает старший воспитатель ДОУ № 32 Елена Свищева. — Мы считаем необходимым донести до сознания воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Наш мини-музей помогает расширять представления дошкольников о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, обогащать лексикон детей названиями и выражениями русского словаря, проводить работу по духовному и нравственному воспитанию ребятишек».
В 2005 году, когда открылся музей, такая деятельность стала настоящим ноу-хау для дошкольных образовательных учреждений. «Белоснежка» начала сотрудничать с другими детскими садами, встречая у себя в гостях их воспитанников. Заинтересовались работой мини-музея и родители.
«Несмотря на то, что наш город очень многонациональный, многие родители активно вливаются в нашу деятельность по созданию среды и изучению быта русского народа. Результатом стало проведение совместных праздников, где родители, невзирая на принадлежность многих к другим народностям, активно участвуют в русских народных играх. Поют частушки, сочиняют народные песни, водят хороводы, надевают наши национальные атрибуты: шали, венки, ленты», — рассказывает Наталия Григорьевна.
Так в саду зародились свои небольшие традиции. Каждый год воспитатели с детьми празднуют Троицу, наряжая березки на территории сада, восславляя землю и природу. Ребята знают множество колядок и на Рождество обязательно ходят колядовать между группами детского сада, а при хорошей погоде даже навещают жителей соседних домов. После делятся друг с другом угощением. На Пасху раскрашивают яйца, а в Вербное воскресенье украшают свои группы веточками с распустившимися на них почками.
Таким образом, комплексная работа с экспозицией мини-музея «Русская изба», созданной многолетним трудом специалистов, позволяет воспитанникам прикоснуться к наследию русского народа. Судя по горящим глазам и нескончаемым вопросам юных посетителей музея, их интерес к культуре своей Родины поможет им вырасти настоящими патриотами.