Комфортная адаптация «особят»
Благодаря победе в конкурсе удалось оборудовать пространство для сенсомоторной интеграции малышей с ОВЗ и СДВГ. Наталья Морошан, педагог-дефектолог и автор проекта «Совушкины объятия», рассказала, что в детском саду № 20 «Золушка» воспитывается 61 малыш с интеллектуальными нарушениями, нарушениями речи, задержкой психического развития и СДВГ.
В таких случаях хорошие результаты показывают занятия с помощью метода «Дом Совы» с применением специальных подвесных снарядов. Комплекс позволяет прыгать, качаться, кувыркаться, тренируя вестибулярный аппарат, тактильное восприятие, одновременно нагружает зрение и слух, что очень важно для особенных ребят.
«Оборудование не дешёвое, поэтому мы решили подать заявку на грант губернатора. Закупили гамаки, лестницы, шумопоглощающие наушники, утяжелительные жилеты и одеяла для детей. Дело в том, что у ребят с ОВЗ нарушена связь тела с мозгом, и они плохо его контролируют. Чтобы детям легче было его почувствовать, на занятиях мы надеваем жилеты и специальные наушники, которые помогают сконцентрироваться», — рассказала Наталья.
Над реализацией проекта работает сплочённая команда из учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-дефектолога. В мае новое пространство было готово, специалисты прошли специальные курсы профессиональной подготовки по профилю «Сенсорная интеграция» и провели для родителей мастер-классы по работе с новым оборудованием. А затем начались занятия с воспитанниками.
Преподаватели и родители детей уже отмечают первые результаты: дети стали более усидчивыми, учатся слышать педагогов и концентрировать внимание. Педагоги в «Золушке» уверены, что занятия в специально организованной среде с применением тренажёров помогут детям стать более коммуникабельными, усидчивыми, улучшить усвоение образовательных программ и адаптироваться к учебной среде.
«Во время занятий в процессе специальных физических упражнений и особых телесно ориентированных игр происходит сбалансированная интеграция, направленная на развитие сенсомоторной интеграции — способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств всех сенсорных систем. Улучшится способность контролировать свои движения, эмоции, эффективно выстраивать их относительно окружения», — говорит автор проекта.
Волшебство целительных вибраций
Наталья Гудим, учитель музыки СОШ № 1, при поддержке губернаторского гранта создаст школу игры на варгане. Двери для первых учеников она откроет 15 сентября. И в отличие от обычной музыкальной школы, где при поступлении ребёнок обязан пройти прослушивание, обучиться игре на варгане сможет любой желающий.
Педагог любит музыку всей душой. В своё время окончила музыкальную школу по классу баяна, а затем самостоятельно освоила премудрости игры на аккордеоне, гитаре и фортепиано.
Несколько лет назад Наталья познакомилась с варганом. Этот самозвучащий язычковый инструмент настолько очаровал её, что она подумала о том, как же здорово было бы создать на базе просторного музыкального класса школу игры на варгане. Изучив работу инструмента, Наталья снова укрепилась в своей задумке: «побочным» эффектом от регулярных занятий на инструменте становится тренировка лёгких, что благотворно влияет на детей и взрослых, уменьшая простуды.
«Ранее мы с учениками проводили такое исследование: дули в свистульки, надували шары в течение нескольких месяцев и убедились, что дети, играющие на духовых инструментах и тренирующие свои лёгкие, действительно меньше болеют, — рассказала Наталья Владимировна. — В школе есть просторный кабинет для занятия музыкой, анкетирование показало, что желание учиться у ребят тоже есть. Проблема была лишь в недостаточном количестве инструментов. Решено было писать проект на грант».
Варган — уникальный инструмент, на нём можно сыграть абсолютно любую мелодию, даже изобразить голоса птиц и животных. Кроме того, он маленький, его легко можно положить в карман и удивить волшебными звуками родителей и друзей.
Варган не только благотворно действует на дыхательную систему, но и способствует развитию чувства ритма, фантазии, уникально действует на внутреннее состояние человека, оказывая расслабляющий и медитативный эффект.
На грантовые средства приобретут 30 инструментов. Реализовывать проект активистка будет вместе со своими коллегами Натальей Кутник и Надеждой Десяткиной.
«Мы с ребятами отправимся в увлекательное путешествие в мир варганной музыки: изучим особенности инструмента, техники игры. Разберёмся, как правильно держать инструмент, дышать и исполнять ритмический рисунок. Занятия продлятся до января, а после мы планируем провести масштабный фестиваль, куда пригласим гостей — варганистов из Сургута, Ханты-Мансийска и нашего города. И каждый ребёнок, учившийся в нашей школе, представит своё выступление», — поделилась Наталья Гудим.