А началось всё ещё до присвоения нашему северному городу этого статуса. Первопроходцы приезжали в рабочий посёлок Усть-Балык из разных точек СССР, каждый привозил с собой частицу национальной культуры своей малой родины.
В посёлке был клуб «Буровик». Чтобы потанцевать под музыку пластинок, молодым людям приходилось переносить девушек (с туфлями подмышкой) на руках через глубокие лужи. А на небезызвестном пятачке появился клуб «Геолог». Его заведующим был баянист Вениамин Салмин. Приехав в Усть-Балык в 1963 году, он сразу принялся за организацию здесь художественной самодеятельности. Заинтересовав молодёжь, создал хор численностью около 60 человек!
Из воспоминаний В.И. Салмина, ветерана труда, старожила Нефтеюганска:
«Многочисленность первого хора была обеспечена участием в нём начальника экспедиции Ивана Григорьевича Шаповалова. Раз начальник поёт, то подчинённым тем более нельзя отказываться! Духовой оркестр, созданный при экспедиции, был участником всех массовых праздников.
Праздники проходили при полном зале зрителей. В посёлке других развлечений не было. На каждый концерт старались всегда готовить новые номера художественной самодеятельности. На ура проходили выступления артистов из народа.
Бывали и курьёзные случаи. Один из номеров назывался «Будни рыбака», в нём участвовала семья из деревни Усть-Балык. У обласа вырубили дно, и рыбак полз на коленках по сцене, толкая лодку, как будто плыл, отталкиваясь веслом. По краям сцены сидели две женщины: его жена чистила рыбу, а мать выделывала шкуру, напевая хантыйскую песню.
Репетиции проходили успешно, были сшиты национальные костюмы, но в день выступления кто-то дал артистам выпить для храбрости. Вот тут всё и началось!
Как только открыли занавес и все захлопали, пожилая женщина вскочила и побежала к краю сцены, наверное, поприветствовать зрителей. Не рассчитала и упала с неё. Правда, не ударилась, её поймали зрители первого ряда. Рыбак потерял ориентир, упёрся непонятно куда, облас перестал двигаться. Зрители смеялись. А мне было не до смеха, очень переживал такой провал, но так и не смог узнать, кто напоил артистов».
Массовая культурно-досуговая деятельность в Нефтеюганске начала активно развиваться после ввода в эксплуатацию дома культуры «Строитель». По инициативе молодёжи за короткое время он был трансформирован из ремонтно-механического склада. Торжественное открытие состоялось в 1967 году.
К слову, когда город посетил с делегацией председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, о местном очаге культуры он отозвался нелестно: «Нефтяные короли ходят отдыхать в такой сарай?» После визита Косыгина здание облагородили, пристроив к нему ещё два этажа.
Из воспоминаний Александра Полякова, директора ДК «Строитель»:
«Зарплаты у работников Дома культуры были маленькие, и нас принимали на рабочие специальности в разные предприятия города. Я числился слесарем шестого разряда в СУ-36. ДК «Строитель» был не просто культурной площадкой, это был идеологический цех.
В те времена социалистические соревнования были частью нашей повседневной жизни, мы принимали в них участие, поскольку это было мощным стимулом. Нам говорили откровенно: будут призовые места — будут квартиры, места в детских садах, костюмы для коллектива, гастроли. Коллектив был дружным, многие встретили здесь свою любовь, играли свадьбы, создавались семьи».
Приучали к культуре и детей. В августе 1967-го открылась музыкальная школа и приняла учеников в классы фортепиано и баяна. Первое время ребята учились музыкальным азам в бараке 5 микрорайона, затем было выделено деревянное здание в 4 микрорайоне. И только в 1979-м школа переехала в капитальное здание во 2А микрорайоне, где находится по сей день.
Отдел культуры в Нефтеюганске был организован в 1968-м. Уже через год его возглавила Надежда Леонтьева, портфель «министра» культуры она носила на протяжении восемнадцати лет.
Надежда Леонтьевна сразу поставила перед собой цель объединить талантливых людей города в особое культурное пространство. Её считали мастером по поиску талантов. Даже несмотря на напряжённый режим работы люди находили время на отдушину в виде творчества. «Нам песня строить и жить помогает» — эти слова точно характеруют нефтеюганских трудяг того времени.
Впоследствии одного Дома культуры для талантливой трудовой молодёжи стало мало. В апреле 1970 года для всех желающих заниматься художественной самодеятельностью свои двери открыл ДК «Юность».
Особенно популярны в тот период были агитбригады. По вечерам в дома культуры стекались представители рабочих профессий, медработники и учителя, строители и нефтяники, перевоплощаясь в героев сцены.
Широкую известность и признание зрителей получили творческие коллективы агитбригад «Комсомольский объектив» и «Время» под руководством Евгения Петропавловского. В выступлениях звучали слова о трудовых победах и передовиках производства, говорили, по-
доброму шутя, о проблемах города и обязательно пели.
Были и свои сложности. Одна из них — нехватка концертных костюмов. Но предприимчивые дамы находили выход из любой ситуации. Надежда Леонтьева вспоминает случай, когда шторы золотыми руками солисток хора чудесным образом превратились в юбки для выступлений.
Другой курьёзный момент связан с руководителем танцевального коллектива. За неимением костюма тот вынужден был танцевать в собственных брюках. В самый неподходящий момент они лопнули, и вниманию зрителей предстали трусы артиста. Тогда Надежда Леонтьевна даже получила нагоняй от начальства горкома партии, ведь трусы были революционного цвета — красного.
Школьные музеи начали создаваться еще в 1970-е. Но городу не хватало большого краеведческого музея. По просьбам общественности власти Нефтеюганска озадачились его созданием.
Из письма в газету «Нефтеюганский рабочий» семьи Москевичей и Скурихиных:
«Наша семья помнит, с чего начинался Нефтеюганск, какие трудности приходилось преодолевать тем, кто приехал на заболоченный берег Юганской Оби. Пройдут годы, город станет больше и похорошеет. И конечно, каждому будет интересно узнать все подробности основания молодого города. Не пора ли уже сейчас нам позаботиться о создании краеведческого музея? Ведь кто-то должен коллекционировать самые интересные материалы из истории города, по крупицам собирать все сведения, представляющие ценность».
В 1984 году под нужды музея был выделен первый этаж жилого дома в 9 микрорайоне. Через два года он, впоследствии получивший название «Музей реки Обь», заработал в полноценном режиме. Для посетителей были открыты выставочные залы и организованы экскурсии, позволяющие окунуться в атмосферу прошлого и настоящего Югры.
Позже по инициативе сотрудников краеведческого музея были открыты художественная галерея «Метаморфоза» и культурно-выставочный комплекс «Усть-Балык». Эти три учреждения объединились в единый историко-художественный музейный комплекс.
Интересна и история рождения городского Театра кукол.
Из воспоминаний Валентины Лузик-Ивановой, заведующей постановочной частью театра:
«Профессионального кукольного театра в округе ещё не было. И мы поехали в кукольные театры других городов за куклами. А театры если и продавали спектакли с куклами, то только летом, в конце творческого сезона. Мы приехали в сентябре. В Тюмени нет, в Омске нет… В Томск мы приехали со слабой надеждой. И оказалось, что у них есть списанный спектакль «Кошкин дом». Там тебе и куклы, и декорации, и пьеса. Обрадовались очень, приобрели.
Упаковали нам всё, и тут мы ужаснулись. Груз-то неподъёмный! Тяжёлые куклы, увесистые декорации. Как мы добирались домой, до сих пор непонятно. На поезде, с пересадкой две молодые худенькие женщины с тяжёлыми ящиками».
Премьера первого спектакля состоялась в 1991 году. Своего помещения у театра долго не было, он переезжал с места на место. И только в 1994-м городская администрация передала Театру кукол здание бывшего кинотеатра «Юбилейный».
Со временем в городе открылись Детская школа искусств и КЦ «Лира», на глазах рождались новые творческие коллективы: Театр-студия эстрадного танца Ирины Степановой, оркестр народных инструментов «Самоцвет Сибири», хор «Ветеран», вокальные ансамбли «Казачок» и «Родная песня» и многие другие. И сегодня, наблюдая за успехами наших артистов на российских и мировых сценах, сложно представить, что начиналось всё с пятачка.