• О компании
  • Документы
  • Контакты
 Версия для слабовидящих
28 марта, Вторник
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
  • Новости
    • В Нефтеюганске
    • В Югре
    • В России
  • Рубрики
    • Общество
    • #СТОПКОРОНАВИРУС
    • Здоровье
    • ЖКХ
    • Экономика и бизнес
    • Безопасность
    • Образование
    • Нацпроекты
    • Городское собрание
    • Народный парламент
    • Молодёжка
    • Культура
    • Спорт
    • Дата
    • Пишут читатели
    • ВЫБОРЫ
  • СпецпроектыПроекты ЗН
    • Нам — 30!
    • Хроники ЗН
    • День Победы
    • Испытано на себе
    • Мужское и женское
    • Дежурный по номеру
    • Авторские социально-значимые проекты
  • Официально
  • Роснефть
    • РН-Юганскнефтегаз
  • #СвоихНеБросаем
  • Фото и видео
  • Подписка
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
  • Еще
    • Дополненная реальность
No Result
View All Result
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
  • Новости
    • В Нефтеюганске
    • В Югре
    • В России
  • Рубрики
    • Общество
    • #СТОПКОРОНАВИРУС
    • Здоровье
    • ЖКХ
    • Экономика и бизнес
    • Безопасность
    • Образование
    • Нацпроекты
    • Городское собрание
    • Народный парламент
    • Молодёжка
    • Культура
    • Спорт
    • Дата
    • Пишут читатели
    • ВЫБОРЫ
  • СпецпроектыПроекты ЗН
    • Нам — 30!
    • Хроники ЗН
    • День Победы
    • Испытано на себе
    • Мужское и женское
    • Дежурный по номеру
    • Авторские социально-значимые проекты
  • Официально
  • Роснефть
    • РН-Юганскнефтегаз
  • #СвоихНеБросаем
  • Фото и видео
  • Подписка
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • 2022
    • 2023
  • Еще
    • Дополненная реальность
No Result
View All Result
«Здравствуйте, нефтеюганцы!»
No Result
View All Result
  • Лента новостей
  • ТОП
Детский сад «Рябинка » — 40 лет!
Народный парламент
, 27 марта
Энергетики делают окопные свечи по-новому
В Югре
, 27 марта
Телефон доверия «Не дай себя в обиду»
В Югре
, 27 марта
Уважая различия, общаемся на равных
Общество
, 27 марта
Классная встреча РДДМ
Молодёжка
, 27 марта
Пока они живы
Дата
, 27 марта
Лидируют юганские нефтяники
РН-Юганскнефтегаз
, 26 марта
«Приходит время, с юга птицы прилетают…»
Культура
, 26 марта
Стать ближе к профессии
Образование
, 26 марта
Не секретные материалы
Новости
, 26 марта
Улыбка — к счастью!
#СвоихНеБросаем
, 25 марта
За жизнь в мире и согласии
Молодёжка
, 25 марта

ГлавнаяСпецпроекты

По воде, по грязи и в небе

В преддверии 55-летия Нефтеюганска мы продолжаем серию исторических материалов, посвящённых этой дате. На этот раз «обратный рейс» вернёт нас во времена, когда вместо иномарок по дорогам курсировала спецтехника и вездеходы, а в небе то и дело летали самолеты и вертолеты, привозящие в город людей с Большой земли.

29 апреля 2022 в 00:55
2
1
A A
предоставлено отделом по делам архивов департамента по делам администрации города Нефтеюганска

предоставлено отделом по делам архивов департамента по делам администрации города Нефтеюганска

Когда разговариваешь со старожилами то и дело всплывают реплики «а вот здесь раньше и дороги-то не было», «в этом месте было болото» и тд. И в это всегда трудно поверить, особенно когда на этом самом «здесь» мы видим ровную дорогу, тротуар и растущие из земли дома, причем высокоэтажные. И вот это самое «здесь» становится таинственным прошлым, которое можно увидеть только на фотографиях.

А люди, приехавшие в Нефтеюганск в семидесятых, видели эти картинки каждый день. Непроходимая грязь, болота, и деревянные настилы, по которым в дождь и слякоть можно было хоть как-то добраться до нужного места. Светлана Сергеевна Настэко, штукатур-маляр рассказывала, что приехав в Нефтеюганск очень тосковала по «материку». «Осень стояла холодная, казалось, огромные серые тучи с дождем и снегом упадут на нас. Грязи было по уши, ходили в резиновых сапогах», да и то выбирали места, чтобы не провалиться. Порою было невыносимо трудно, хотелось сбросить эту грязную робу, сапоги и сбежать», — говорила Светлана Сергеевна.

Однако, многие оставались и продолжали строить город, который совсем теперь не похож на болото с деревянными постройками, несмотря на то, что он был фактически отрезан от мира.  За короткое северное лето, речным транспортом доставлялось все необходимое для населения и предприятий: оборудование, горюче-смазочные материалы, техника и продукты. И жизнь Нефтеюганска во многом зависела от речников.

«В 1969 году Нефтеюганская пристань преобразована в самостоятельное предприятие — Неф­теюганское районное управление Иртышского речного пароходства. Руководителем был назначен Анатолий Андреевич Сорокин. На балансе управления было пять теплоходов и два плавучих крана. На теплоходах «Композитор Мусоргский» и «Римский-Корсаков» осуществлялась перевозка пассажиров», — вспоминал Василий Лихачев, начальник речного порта.

Единственным оперативным видом транспортных услуг для связи с Большой землёй были воздушные перевозки. В 1965 году началось становление Неф­теюганского авиапредприятия. Кусок тайги был вырублен под взлетно-посадочную полосу и площадку для вертолетов. И уже через год рейсовые самолеты ЛИ-2 и Ан-2 перевозили пассажиров по маршруту Нефтеюганск – Тюмень. А в 1969 году впервые в истории гражданской авиации на грунтовую взлетно-посадочную полосу приземлился гигантский военно-транспортный самолет АН-22. Он был задействован для перевозки крупногабаритных грузов, в основном, для обслуживания нефтяной отрасли.

А по городу люди передвигались в основном пешком, либо на грузовых машинах. Примерно в 1973 году был запущен городской автобус. Маршрут его составлял по улице Ленина до старого аэропорта, и обратно. Диспетчерской служил вагончик. А транспорт, который развозил вахтовиков, останавливался на площадке возле «Северянки». В 1976 году на этом месте был построен автовокзал, с которого ездили автобусы и в Чеускино. А дороги были сделаны из плит, по которым, подпрыгивая, горожане ездили на работу и домой.

В течение многих лет основной грузопоток и перевозка пассажиров по воде, через Юганскую Обь, осуществлялась по ледовой переправе зимой, а летом – паромом. В период бездорожья и в экстренных случаях до берега людей доставляли вертолетом. Во время навигации на противоположных берегах Оби выстраивались вереницы из сотен машин, ожидающих по четыре-пять часов своей очереди на паром. И, конечно, многочасовые простои техники и самих рабочих оборачивались убытками.

Из воспоминаний Романа Ивановича Кузоваткина, генерального директора п/о «Юганскнефтегаз»: «Вопрос с мостом был еще тот! Все руководство на острове отрезано от производства. Но это еще куда ни шло. Хуже другое: транспортные предприятия базировались все здесь, поэтому на 50% машины простаивали. Сколько раз ездил в Правительство, В ЦК, доказывал, что мост через Юганскую Обь необходим как воздух. Прислали «считальщиков», те считали-считали и сделали вывод: вложения не оправдывают себя. Я доказывал, что объемы работ скоро многократно увеличатся. Но, в конце концов, «нарисовали» нужные цифры, стали строить мост, а он за два с половиной года окупился!»

Мост сроили шесть лет. В условиях местности, приравненной к районам крайнего севера, мостостроители трудились, рискуя жизнью. Для них не существовало таких понятий как день, ночь, лето или зима, потому что строительство велось круглые сутки. И мост наконец был построен.

А в 2004 году начали строительство второго моста, потому что к тому времени интенсивность движения увеличилась более чем в восемь раз. И мост с трудом стал справляться с возросшим потоком легковых автомобилей и грузового автотранспорта. И 20 сентября 2008 года дорожно-мостовой комплекс был открыт.

Это сейчас мы живем в городе, где дороги покрыты асфальтом и делятся на полосы для движения в обе стороны. Светлые улицы, ровные дороги, места для парковок автотранспорта. А старожилы помнят времена, когда на улицах Нефтеюганска в рабочее время не было транспорта вообще, а ходить осенью можно было только в резиновых сапогах. Можете себе представить, как стоите в многочасовой очереди, чтобы добраться до железнодорожного вокзала в Пыть-яхе? Вот и я не могу. Но что-то подсказывает мне, что те, кто жил в нашем городе во времена вертолетов, паромов и вездеходов, были не менее счастливы чем мы, которые из дома заводим собст­венный автомобиль, и, пока он греется, пьём ароматный утренний кофе.

Страница подготовлена по материалам книги «Нефтеюганск. Рождён не по указу»

Материалы по теме:

  • 3 апреля 2022И как мы могли работать в таких условиях?
  • 4 июня 2021Здравствуйте, редакция!
  • 11 марта 2022По грязи, но красоткой
  • 17 апреля 2022Песни на болотах
Автор
Анастасия Филиппина
Теги: история НефтеюганскаОбратный рейс

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    Поделиться1ПоделитьсяПоделиться2Твитнуть1ПоделитьсяSend

    Комментарии 1

    1. Раиса says:
      11 месяцев назад

      Намного были счастливее,

      Ответить

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Сетевое издание «Здравствуйте, нефтеюганцы!» (16+)
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации № ФС77-73237 от 06.07.2018 г.
    Учредители: Администрация г. Нефтеюганска, МАУ «РГ «Здравствуйте, нефтеюганцы!».

    Главный редактор
    Костенко Ольга Владимировна

    Редакция
    628303, Нефтеюганск, 6 мкр., дом 55
    Телефоны: (3463) 22-93-35
    [email protected]

    Размещение рекламы
    +7 (3463) 22-46-01

    При использовании материалов ссылка обязательна

    Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

    Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

    Яндекс.Метрика
    Разработка сайта «Проект СЕО»
    • О газете
    • Документы
    • Закупки
    • Спецпроекты
    • Реклама
    • RSS

    © 1991–2021 «Здравствуйте, нефтеюганцы!»

    • Новости
      • В Нефтеюганске
      • В Югре
      • В России
    • Рубрики
      • ВЫБОРЫ
      • Общество
      • #СТОПКОРОНАВИРУС
      • Здоровье
      • ЖКХ
      • Экономика и бизнес
      • Безопасность
      • Образование
      • Нацпроекты
      • Городское собрание
      • Народный парламент
      • Молодёжка
      • Культура
      • Спорт
      • Дата
      • Пишут читатели
    • Спецпроекты
      • Нам — 30!
      • Хроники ЗН
      • День Победы
      • Испытано на себе
      • Мужское и женское
      • Дежурный по номеру
      • Авторские социально-значимые проекты
    • Официально
    • Роснефть
      • РН-Юганскнефтегаз
    • #СвоихНеБросаем
    • Подписка
      • 2019
      • 2020
      • 2021
      • 2022
      • 2023
    • Фото и видео
    • Дополненная реальность