В 1970 году в Нефтеюганске услуги связи предоставлял городской узел связи, или, как его еще коротко называли, ГУС. Самой большой его проблемой был дефицит квалифицированных специалистов. В Сургуте организовали подготовительные курсы и приёмные экзамены в Свердловский электротехникум связи. Однако текучесть кадров была высокой. Специалисты учились, осваивали профессию и потом увольнялись в другие организации, где больше платили. Поэтому с первых лет в коллективе ГУСа укоренилось наставничество, и костяк держался за счет профессиональной преданности и ответственности.
Лидия Дмитриевна Диденко, начальник телеграфного участка Нефтеюганского районного узла связи, рассказывала, как работники обеспечивали доставку телеграмм в любую погоду: в грязь, дождь, мороз и пургу.
Дефицит кадров способствовал тому, что в 1972 году на предприятии открылись профессиональные курсы. Группу девушек обучала телеграфист Людмила Беляева. «Признаться, мне эта роль пришлась по душе. С радостью вспоминаю и свою победу на первом конкурсе профмастерства. Из всей своей «телеграфной» жизни поняла, что связисты всегда относились друг к другу с чуткостью и готовностью к взаимовыручке. Наставничество, которое внедрялось на других предприятиях административными методами, у нас, связистов, было продиктовано самой жизнью. В те годы поступало и очень много посылок. Мы поднимались на помощь почтовикам в обработке и сортировке почты. Все мы работали слаженно и дружно», — рассказывает Людмила Фёдоровна.
В 70-е годы объём работы у связистов увеличился, однако оборудование оставалось старым, производственных площадей не хватало. Почтовая пересылка осуществлялась по железной дороге. Приём и отправку почты нужно было производить строго во время стоянки, которая была предусмотрена графиком движения поездов. Зачастую локомотив прибывал на третий путь. Посылки сначала складывали на землю, а потом через рельсы под вагонами других поездов перетаскивали к машинам.
В 1976 году в центре города было построено 4-этажное здание нефтеюганского городского узла связи. Специалисты заняли отдельные кабинеты, все службы расширили производственные площади. И началось быстрое развитие производства: подключение новых АТС, междугородних телефонных станций, увеличение абонентских линий. Впервые телефонисты Нефтеюганска получили каналы, по которым можно было набрать любой город.
А с каким нетерпением горожане ежедневно заглядывали в почтовый ящик, надеясь получить весточку от родных! За 1979 год нефтеюганцам доставили более 2,5 миллионов писем, работниками связи было принято и выдано около 300 тысяч посылок, более 200 тысяч денежных переводов и больше миллиона телеграмм.
В 1979 начали развиваться городские телефонные сети, в домах появились первые телефоны. А в связи с образованием Нефтеюганского района в ноябре 1980 года был создан районный узел связи окружного производственно-технического управления связи. Его основной функцией стало предоставление населению услуг электрической связи и телекоммуникаций.
В 1983 году РУС получил 60 каналов междугородней связи, а ещё через 4 года была открыта международная телефонная станция и организован прямой выход через «8».
С началом промышленной разработки нефтегазовых месторождений и возникновением новых городов наметился явный перекос в сторону развития ведомственных телефонных сетей в ущерб сетям общего пользования. Из-за этого приходилось выстаивать многочасовые очереди на переговорных пунктах. Обычно телефонный разговор предоставлялся через несколько дней. Установка домашнего телефона была доступна не всем, поэтому многие годами ждали своей очереди.
К началу 90-х годов к нашему округу усилился интерес иностранных фирм, регион получил цифровую междугороднюю автоматическую телефонную станцию, которая позволила установить надёжную связь со многими регионами страны.
В 1993 году в Нефтеюганском РУС произошло разделение структур почтовой и электрической связи. Было создано два предприятия: нефтеюганский районный узел Федеральной почтовой связи и районный узел электрической связи «Югансктелеком».
В 1997 году была введена в эксплуатацию цифровая радиорелейная станция, началось предоставление услуг сотовой связи. А в 2001 году, накануне Дня защитника Отечества, «Югансктелеком» впервые организовал сеанс видеосвязи с ребятами, проходящими армейскую службу в Москве, и их родственниками, проживающими в Нефтеюганске.
Со временем насыщенность телефонами и широкая доступность к автоматической телефонной связи свели на нет потребность в переговорных пунктах, и постепенно они были перепрофилированы в центры оплаты за услуги связи. Но даже я помню, как мы с мамой стояли в тесной кабинке и ждали, когда раздастся телефонный звонок от бабушки из далёкой Саратовской области. И это ожидание казалось мне самым лучшим на свете.