Полтора года нефтеюганский путешественник искал возможность попасть в гости к коренному населению нашего округа. Содействие оказали представители югорского отделения Русского географического общества.
Богдан Жилин:
— Я давно мечтал окунуться в быт наших коренных народов. Их, настоящих хранителей своей культуры, осталось не так много. Мы живём в Нефтеюганске, ездим в Сургут, Ханты-Мансийск и думаем, что на этом округ заканчивается. Это не так. Прежде всего, мы обитаем на их земле, а потому важно знать об этих людях как можно больше.
Путь к лесным ненцам был неблизким. Добравшись до окружной столицы, наш герой сел в самолёт до Белоярского. Там успел попасть на вертолёт, летающий раз в неделю до Нумто. В этом посёлке ненцы из близлежащих угодий собираются на мероприятия, праздники, выезжают туда в магазин или просто пообщаться друг с другом. А потом разъезжаются по домам, к своим семьям.
В Нумто путешественника встретил Василий Пяк, хозяин угодий, куда они вместе и отправились. Человек, между прочим, непростой. Вице-президент Союза оленеводов ХМАО и член Мировой ассоциации оленеводов. В своё время Василий Владимирович даже участвовал, представляя наш округ, в консилиуме коренных народов, который проводила ООН в Нью-Йорке.
Оленеводство для Василия не просто занятие — образ жизни. Из поколения в поколение это дело передаётся в семьях его народа. Будни лесных ненцев проходят размеренно. Просыпаются рано, мужчина с самого утра выгоняет оленей и уходит с ними в тундру, а возвращается оттуда иногда и поздним вечером. По завершении дня оленей требуется найти, собрать и пригнать домой. Дел много и в течение дня: следить за порядком в стаде, кормить животных (к слову, олени очень любят рыбу), по необходимости подпилить рога.
«Северные олени — единственные животные из представителей семейства оленевых, у которых рога есть и у самца, и у самки. Растут рога на протяжении всей жизни. У самцов отпадают после брачного сезона, а у самок — когда произошёл отёл, — рассказывает Богдан Жилин. — Но бывают непредвиденные ситуации. Например, когда олени друг с другом бодаются, рога отлетают. В этом нет ничего страшного. Это не причиняет им боли, а рога потом вновь отрастают».
На языке ненцев «олень» звучит как «ты». Научиться правильно его арканить — задача непростая. Удалось это нашему герою далеко не с первого раза. Для этого нужно взять в руки аркан, сделанный из кожи оленя или лося, соорудить петлю и закинуть, попытавшись зацепить резвое животное.
«Мне попался молодой олень, буйный. Бороться с ним было тяжело, — признаётся Богдан. —
Он меня так потаскал! При этом аркан больно резал руки. Но я справился, поборол зверя».
Жена Василия, Светлана Петровна, человек не менее интересный. На плечи женщины в угодьях ложатся все хозяйственные дела: нарубить дрова, сходить за водой, держать в порядке дом и двор, приготовить еду семье и рогатым подопечным.
Кроме того, женщины шьют одежду мужу и детям, обрабатывают оленьи шкуры, шьют традиционную обувь северных народов — кисы. Отличить женские меховые сапожки от мужских можно не только по размеру, но и по внешнему виду. Орнамент на них уходит вниз, на мужских — вверх.
Одежду шьют не нитками, а оленьими жилами. Когда девушка выходит замуж, в её арсенале обязательно должна быть игольница, смастерённая собственноручно. Именно по игольнице смотрят, какая из девушки выйдет жена и хозяйка. Потому к данному предмету внимание особое: украшают его мехом выдры и лебединым пухом, оленьими ушками и косточками.
Так, размеренно и без лишней суеты, проходят будни лесных ненцев.
«Живут дружно, к ним родственники приезжают из соседних угодий, помогают. Нам есть чему поучиться у этих людей. В первую очередь нормальному человеческому общению и простому образу жизни. Мне очень импонирует жизненный уклад коренного населения. Они сами себе хозяева. Говорят: нам отчитываться не перед кем, мы никому не должны, живём как хотим. Что посеем, то и пожнём», — рассказал путешественник.
К слову, земледелие ненцы практически не ведут. Зато занимаются охотой и рыболовством. Богдан Жилин и сам пробовал рыбачить по-местному. Проверил мордушку (установку для ловли рыбы), научился работать инструментами: пешнёй, которой лёд долбят, и зюзьгой, чем его собирают.
Ну и как же побывать в гостях у лесных ненцев и не попробовать оленину? По словам нашего героя, это мясо необыкновенно вкусное в любом виде.
«Ел строганину, сырое оленье мясо, сырой желудок. Даже кровь оленя пил. Она, конечно, на любителя. Мне показалась пересоленной, но это из-за того, что её обильно солят для долгого хранения. Это как пить морскую воду. Ну и психологический фактор сказывается: не каждый сможет себя пересилить и попробовать кровь. А мясо потрясающее! Вкуснее я ещё не ел», — поделился Богдан.
Хотя коренные народы Севера и живут обособленно, все блага цивилизации им доступны. В угодьях есть электричество, связь, интернет. Дети ходят в школу. В каждом поселении, конечно, образовательного учреждения нет. Ребят собирают со всего района и отвозят в близлежащую школу-интернат, где юные ненцы живут и учатся.
С медицинской помощью тоже проблем нет. В посёлке Нумто есть дежурный фельдшер, а если ситуация серьёзная, то из города могут вызвать санборт. Для этого на территории каждого угодья вытаптывают примитивную вертолётную площадку. Лечатся ненцы и своими народными средствами. Например, отвар багульника помогает при температуре.
Люди здесь живут в согласии с природой и друг с другом, даже не думая о переезде в город. Молодёжь, безусловно, рвётся в города, но с возрастом её тянет обратно. Ведь оседлый и уединённый образ жизни остаётся в крови, а в сердце — бескрайняя тундра.